Условия для получения второй пенсии военным. Став военным пенсионером, не забудьте про гражданскую пенсию

29/05/2017

Еще совсем недавно вторая пенсия военным пенсионерам назначалась при наличии всего лишь пяти лет стажа.

В настоящее время ситуация изменяется и с каждым последующим годом помимо требований к возрасту, предусмотрено ежегодное увеличение требований к минимальному стажу и числу пенсионных баллов . Поэтому отказ в назначении страховой пенсии военным в настоящее время получил наибольшую популярность среди вопросов.

Для того, чтобы узнать как получить право на вторую пенсию для военных пенсионеров, как она рассчитывается военнослужащим и как не получить отказ от ПФР следует заранее владеть минимальными знаниями в этой области.

Пенсия военнослужащих. Кто такие военные пенсионеры

Военные пенсионеры – это, прежде всего бывшие сотрудники некоторых силовых ведомств, которым выплачивается пенсия за выслугу лет или по инвалидности по линии своих силовых ведомств.

Пенсионное обеспечение военнослужащих регулирует Закон №4468-1 от 12.02.1993 г. Нужно отметить, что кроме пeнсии за выслугу лет и инвалидности, существует еще одна – по случаю потери кормильца. Она назначается независимо от продолжительности службы.

Выход на пeнсию военнослужащих вовсе не означает отказ от трудовой деятельности. Ведь многие после её назначения продолжают работать на гражданке. А такая работа для бывших военных приносит не только доход в виде зарплаты, но и баллы с начисленных страховых взносов.

Поэтому при достижении соответствующего возраста они могут получить право на вторую гражданскую пенсию по линии Пенсионного фонда. Это страховая пeнсия по старости и регулируется она и она обязательно станет дополнительным источником дохода.

Единственное ограничение и существенное отличие от обычных гражданских пенсионеров это получение страховой пенсии без .

Военным пенсионерам фиксированная выплата не положена и поэтому выплачиваемая сумма пeнсии, будет значительно меньше.

Как получить вторую пенсию на “гражданке”

Официальная работа сопровождается обязательными отчислениями из заработной платы в налоговую инспекцию и пeнсионный фонд. Налоговые органы для учета налогов каждого гражданина выдают ИНН, а ПФР для учета пeнсионных прав выдает СНИЛС («зеленая карточка»).

Военным пенсионерам необходимо иметь свой номер в ПФР () для того чтобы велся учет накопленному стажу и баллам (индивидуальные пeнсионные коэффициенты). Получить такой номер можно в любом ближайшем фонде по месту прописки или по месту проживания, имея при себе лишь паспорт.

Возможно Вы уже зарегистрированы в ПФР, а это значит, теперь все и стаж учитываются на Вашем личном индивидуальном лицевом счете. Именно они постепенно формируют право на вторые пенсии для военных пeнсионеров.

Для назначения и расчета страховой пенсий военнослужащим по линии ПФР необходимо выполнение трёх обязательных условий . Они и определяют возможный отказ в её назначении.

Минимальный стаж с каждым годом увеличивается до 15 лет к 2024 гoду.

Гoд Минимальный страховой стаж
2015 6
2016 7
2017 8
2018 9
2019 10
2020 11
2021 12
2022 13
2023 14
2024 и позднее 15

Например, для военнослужащего 1957 г.р. для того чтобы в 60 лет выйти на вторую гражданскую пенсию требуется не менее 8 лет страхового гражданского стажа.

Однако это не значит, что теперь военнослужащему невозможно успеть за увеличением минимального стажа и требуется непрерывно работать. Важно знать, что продолжительность страхового стажа учитывается на день достижения пeнсионного возраста.

Если тому же пенсионеру 1957 г.р. в 2017 г. выдали отказ в назначении страховой пeнсии из-за недостатка 8 лет стажа, то это не означает, что в следующем 2018 году ему необходимо будет выработать уже 9 лет стажа.
Требования к стажу для него останется прежним – 8 лет на гoд достижения 60 лет и уже не изменится.

3. ПЕНСИОННЫЕ БАЛЛЫ

(индивидуальные пeнсионные коэффициенты)

С 2015 пенсионные баллы формируются из расчета страховых взносов, а все приобрете ные до 2015 гoда права переводятся так же в индивидуальные пeнсионные коэффициенты.

Чем выше заработная плата на гражданке, тем больше баллов сможет заработать пeнсионер. Именно из них происходит расчет второй пeнсии военнослужащим. Сумма индивидуальных коэффициентов умножается на стоимость балла – так рассчитывается пeнсия.

Требования к минимальному числу накопленных баллов тоже является обязательным условием для назначения страховой пeнсии и, как стаж, ежегодно увеличиваются (до 30 баллов к 2025).

Гoд Минимальная сумма пeнсионных баллов
2015 6,6
2016 9
2017 11,4
2018 13,8
2019 16,2
2020 18,6
2021 21
2022 23,4
2023 25,8
2024 28,2
2025 и позднее 30

Значит, военный пенсионер 1957 г.р., не набрав на дату назначения необходимое количество баллов может «доработать» их в любое время. Обратившись, например, в 2019 году требования к минимальному числу пeнсионных баллов для него останется прежним – 11,4.

Как оформить вторую пенсию

Обратиться с заявлением о назначении страховой пенсии военному пeнсионеру можно не ранее чем за месяц до наступления права.

В настоящее время предусмотрено множество вариантов чтобы подать заявление и необходимые документы на вторую пeнсию:

Документы на вторую пенсию следует взять с собой следующие:

– Паспорт;

– Справка из ведомства, в котором назначена пeнсия военнослужащим за выслугу лет или инвалидности (см. образец выше);

– Трудовая книжка, справки работодателя, в общем, те документы, которые смогут подтвердить стаж на гражданке.

Увеличение пенсии военным пенсионерам в ПФР

Повышение второй пенсии военнослужащим после назначения также возможно. Оно может происходить в виде индексации и корректировки стоимости балла в феврале и апреле каждого гoда.

Примеры и правила корректировки страховой пенсии работающим можно найти в .

Перерасчет пенсии работающим военным пенсионерам в августе будет происходить по тем же , что и для обычных гражданских. Поэтому при наличии неучтенных при назначении второй пeнсии расчет пeнсионных баллов будет также произведен перерасчет в августе.

Накопительная пенсия у военных также может формироваться и поэтому при подаче документов на назначение следует сразу спросить у специалистов клиентской службы о наличии права на накопительную пeнсию. В этом случае можно сделать выбор о получении средств накоплений в виде срочной выплаты, либо получить единовременную выплату своих пенсионных накоплений.

Итоги

Пeнсионное обеспечение военнослужащих предполагает выплату пeнсии за выслугу лет и по инвалидности в ведомстве прохождения службы по Закону №4468-1 . При этом военнослужащий также может претендовать на вторую пенсию военнослужащим в системе ПФР по Закону .

Для этого военному пенсионеру достаточно соответствовать трем основным условиям:

– минимальный возраст;

– минимальный стаж (не ученный в военном ведомстве);

– минимальное количество баллов.

Отказ в назначении второй пенсии произойдет в случае не выполнения одного из этих требований.

Для того чтобы набрать необходимый стаж и нужное количество баллов для назначения страховой пeнсии рекомендуем обратить внимание на колхозный стаж за старые годы. Работа в колхозе (совхозе) так же засчитывается в страховой стаж при назначении страховой пeнсии.

При отказе от пeнсии военнослужащим в силовом ведомстве можно дополнительно получать фиксированную выплату к страховой пeнсии по линии ПФР.

Сохраните статью в закладки на своей странице:

Принятый в прошлом году Федеральный закон № 156-ФЗ, внесший измененения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, установил право военных пенсионеров на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и части трудовой пенсии по старости.

Конечно, пенсионерами-«силовиками» данный закон был встречен с радостью. Однако одновременно он породил немало вопросов о том, кто, когда и при каких условиях имеет право на получение второй пенсии, как определяется ее размер и какие документы необходимо предоставить для ее получения. В данной статье мы постараемся ответить на них.

В Российской Федерации граждане определенной категории получают пенсию, будучи еще достаточно молодыми и работоспособными людьми. К ним относятся граждане, которым полагается пенсия по линии различных силовых ведомств. Получая пенсию по выслуге лет, они, как правило, продолжают работать.

Если работодатель в соответст-вии с действующим законодательством уплачивает страховые взносы за этих людей не менее пяти лет, это создает условия для назначения им пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин).

До недавнего времени применительно к таким ситуациям действовали положения, описанные в пунктах 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), согласно которым люди, имеющие право на разные пенсии - гражданскую или военную, - могли выбрать ту пенсию, которая их больше устраивает.

Исключение из этих правил делалось лишь для узкого круга наших граждан, которым российское законодательство разрешило получать две пенсии одновременно (граждане, ставшие инвалидами вследст-вие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком -«Жителю блокадного Ленинграда» и др.).

В связи с многочисленными обращениями пенсионеров-«силовиков» в органы Пенсионного фонда с вопросом о назначении им части страховой пенсии, сложившуюся ситуацию было решено вынести на рассмотрение Конституционного Суда РФ. На очередном заседании. была рассмотрена жалоба заявителя Наумчика В.В., по мнению которого запрет на предоставление военным пенсионерам права на получение наряду с пенсией за выслугу лет трудовой пенсии по старости, которая заработана ими с учетом требуемого для ее назначения страхового стажа, нарушает конституционные социальные права тех из них, кто работает по трудовому договору и застрахован в связи с этим в системе обязательного пенсионного страхования, и вступает в противоречие с предписаниями статей 2, 7, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

В результате прошедшего заседания было принято определение от 11.05.2006 г. № 187-О «По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В этом определении, в частности было указано, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральному законодателю надлежит разработать правовой механизм, гарантирующий им помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде. Следст-вием данного определения Конституционного Суда стал Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного -обеспечения», -вступивший в силу с 25.07.2008 г. (далее - Закон № 156-ФЗ).

Данным законом внесены изменения в Закон о пенсионном обеспечении, а также в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее - Закон № 4468-1) и в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Итак, в настоящее время установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Кроме того, Законом № 156-ФЗ предусмотрено право федеральных государственных служащих, имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, которую они получают в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.

Напомним, что понятие страхового стажа введено с 01.01.2002 г. с вступлением в силу Закона о трудовых пенсиях и означает учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Условия назначения пенсии

В настоящее время трудовая пенсия по старости состоит из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной. Закон № 156-ФЗ устанавливает право работающих военных пенсионеров не просто на вторую пенсию, а именно на страховую часть трудовой пенсии. Проще говоря, на ту часть трудовой пенсии по старости, которую они заработали после выхода на пенсию в силовых структурах. Эта часть зависит от размера их заработной платы, страховых взносов, перечисленных работодателем и учтенных на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде.

Базовая же часть из выплат будет исключаться, поскольку ее установление не предусмотрено данным законом. Вопрос с накопительной составляющей трудовой пенсии находится в стадии окончательного решения. Предполагается, что в том случае, когда работающий военный пенсионер вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивает эти страховые взносы, при достижении установленного возраста и соблюдении всех условий, определенных при назначении трудовой пенсии по старости, в составе его пенсии появится накопительная составляющая.

В связи с вступлением в силу настоящего закона в управления Пенсионного фонда поступает много вопросов о том, кто и при каких условиях получает право на «вторую» пенсию.

Рассмотрим данную ситуацию более подробно.

В первую очередь право на установление страховой части приобретают те военные пенсионеры, которые получают пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силовых ведомств и продолжают работать в гражданских учреждениях, являясь застрахованным лицом в соответст-вии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.

Второе условие - обязательное достижение гражданином общеустановленного пенсионного возраста. И третье - человек должен иметь не менее пяти лет страхового стажа, в котором не учитываются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно Закону № 4468-1. Другими словами, до начала службы или после того, как человеку назначили пенсию по выслуге лет, он должен проработать как минимум пять лет с обязательным перечислением за него работодателем страховых взносов, которые будут отражены на его индивидуальном лицевом счете.

Если же военный пенсионер получает зарплату неофициально и его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от величины легальной заработной платы и, соответственно, размера страховых взносов -конкретного человека за страховой период. Чем они выше, тем больше пенсия.

Следует учесть, что Закон № 156-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г. Это значит, что для назначения страховой части пенсии военный пенсионер к этому времени уже должен являться получателем пенсии по выслуге лет или инвалидности по линии силовых ведомств, ему уже должно исполниться 55 (60) лет и на этот момент он должен иметь не менее пяти лет иного (не военного) страхового стажа. Для наглядности приведем вопрос, поступивший в одно из управлений Пенсионного фонда (см. Пример 1).

Пример 1

Вопрос пенсионера: в 1990 г. мне была установлена пенсия по выслуге лет. До 2003 г. я продолжал работать на госпредприятии. В 2005 г. мне исполнилось 60 лет. С какого момента я имею право на получение страховой части трудовой пенсии?

Ответ Пенсионного фонда: Обратившийся пенсионер имеет право на получение страховой части трудовой пенсии с 01.01.2007 г. Несмотря на то что право на получение страховой части возникло до этой даты, страховая часть пенсии будет назначена независимо от даты обращения с 01.01.2007 г.

Гражданам, которые приобрели право (достигли пенсионного возраста и выработали трудовой стаж) в период с 01.01.2007 г. по 24.07.2008 г., страховая часть трудовой пенсии по старости назначается независимо от даты обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права. А гражданам, которые приобрели право на страховую часть трудовой пенсии после 24.07.2008 г. (после вступления в силу Закона № 156-ФЗ), пенсия -назначается с даты обращения.

Особо необходимо отметить тех военнослужащих, которые по долгу службы пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф. Эти военнослужащие при выполнении условий, предъявляемых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на получение страховой части пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Данное положение распространяется на граждан:

  • перечисленных в ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию -радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • перечисленных в пунктах 1-7 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).
Расчет и получение страховой части трудовой пенсии

Страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) устанавливается на условиях и в порядке, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, и рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т1 ,

где ПКч - сумма расчетного пенсионного капитала2 застрахованного лица, учтенного за период со дня назначения ему пенсии за выслугу лет до дня, с которого указанному лицу устанавливается доля страховой части -трудовой пенсии;

а Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится установление страховой части трудовой пенсии. В соответствии со ст. 32 Закона о трудовых пенсиях начиная с 01.01.2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на шесть месяцев до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 19 лет (228 месяцев).

Говоря о расчете страховой части трудовой пенсии по старости, необходимо пояснить, каким образом стаж влияет на размер страховой части. За период работы до 01.01.2002 г. размер страховой части зависит от среднемесячного заработка и продолжительности стажа. Соответственно, чем больше стаж, тем выше страховая часть пенсии. За период работы после указанной даты размер страховой части зависит от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете застрахованного лица. Чем больше страховые взносы, тем больше страховая часть трудовой пенсии.

Для назначения страховой части трудовой пенсии необходимо подать заявление в территориальное управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Те граждане, кто не имеет подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление в территориальное управление Пенсионного фонда по месту своего пребывания. Российские граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ, подают заявление в департамент по пенсионному обеспечению граждан, проживающих за границей, Пенсионного фонда РФ. Заявление о назначении страховой части трудовой пенсии по старости может быть подано в любое время после возникновения права на нее. Заявление может быть принято территориальным управлением Пенсионного фонда и до наступления возникновения права на получение страховой части трудовой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до возникновения данного права.

Пример 2

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт или иные документы);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • о страховом стаже (трудовая книжка, справка о работе и иные документы);
  • о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями или государственными (муниципальными) органами (по установленной форме). За 2000-2001 гг. документы о заработке не представляются, при этом органами Пенсионного фонда среднемесячный заработок исчисляется по данным индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимся в базе ПФР;
  • об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии указанных фактов);
  • справка силового ведомства установленного образца о периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности (см. Пример 2);
  • о способе доставки страховой части трудовой пенсии по старости через выплатную организацию (почтовое отделение, отделение банка и др.).

Если при обращении военнослужащего к заявлению о назначении страховой части трудовой пенсии им приложены не все необходимые документы (в том числе справка силового ведомства), то в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает обратившемуся лицу разъяснение о том, какие документы он должен представить дополнительно. Если недостающие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, днем обращения за страховой частью трудовой пенсии считается день приема заявления.

Можно ли заранее узнать размер будущих выплат?

Как правило, при обращении граждан в управления Пенсионного фонда чаще других задают вопрос о том какой будет доплата, можно ли сразу узнать ее размер. Можем сказать, что на этот вопрос сотрудники Пенсионного фонда заранее однозначный ответ дать не могут. Сумма выплат индивидуальна для каждого пенсионера. Расчет производится специалистами после подачи всех необходимых документов. Рассмотрим основные положения, на которых основывается данный расчет.

Итак страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) -рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т.

Согласно ст. 30 Закона о трудовых пенсиях размер расчетного -пенсионного капитала (ПК) рассчитывается по формуле:

ПК = (РП - БЧ) × Т,

где РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для -застрахованных лиц в соответствии с действующим законодательством;

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 г. (450 руб. в месяц);

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Закона -о трудовых пенсиях.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет (300 месяцев), и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (240 месяцев), по формуле:

РП = СК × ЗР / ЗП × СЗП,

где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной -продолжительности (25 и 20 лет), но не более чем на 0,20.

Для пояснения приведем практические примеры расчета страховой части трудовой пенсии (см. Примеры 3 и 4).

Пример 3

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, общий трудовой стаж за период до 01.01.2002 г. - 2 года. Пенсионным фондом в данном случае производится расчет пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г., после чего учитываются страховые взносы.

Стажевый коэффициент (СК) составляет: 0,55.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (за фактический период работы) (ЗП): 1,2.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. (СЗП): 1 671 руб.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) равен: 0,55 × 1,2 × 1 671 = 1 102,86 руб.

Ожидаемый период выплаты на 2007 г. (Т): 144 + 5 × 6 = 174 месяца.

Отношение фактического стажа (24 месяца) к требуемуму -(300 месяцев)3: 0,08.

Размер расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002 г. составит: (1 102,86 - 450) × 174 × 0,08 = 9 087,8112 руб.

При этом сумма расчетного пенсионного капитала (ПКч) по состоянию на 01.01.2007 г. с учетом индексации пенсионного капитала в период с 2003 по 2007 гг. составит: 9 087,8112 × 1,307 × 1,177 × 1,114 × 1,127 × 1,062 = 18 639,95 руб.

Сумма уплаченных страховых взносов: 125 000 руб. С учетом поступивших страховых взносов размер страховой части трудовой пенсии (Сч) -по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен:

Сч = ПКч / Т = (18 639,95 + 125 000)/174 = 825,51 руб.

В период с 01.01.2007 г. по настоящее время производилась следующая индексация страховой части:

  • по состоянию на 01.04.2007 г. - 825,51 × 1,092 = 901,45 руб;
  • по состоянию на 01.02.2008 г. - 901,45 × 1,12 = 1 009,63 руб;
  • по состоянию на 01.04.2008 г. - 1 009,63 × 1,075 = 1 085,35 руб;
  • по состоянию на 01.08.2008 г. - 1 085,35 × 1,08 = 1 172,18 руб.

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, после увольнения из вооруженных сил работал в период с 01.01.2003 г. по 15.12.2008 г. В данной ситуации при расчете страховой части учитываются только страховые взносы. Общая сумма страховых взносов за указанный период - 156 000 руб. Размер страховой части трудовой пенсии (Сч) по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен: Сч = ПКч / Т = 156 000/174 = 896,55 руб. Дальнейшее изменение величины страховой части будет производиться за счет индексации таким же образом, как и в Примере 1.

В заключение заметим, что пенсионная система - развивающийся социальный институт. Он требует постоянного совершенствования и обновления. И принятый Закон № 156-ФЗ еще раз подтверждает это. Пенсионное законодательство должно непрерывно изменяться с учетом обстоятельств, затрагивающих те или иные вопросы реализации пенсионных прав российских граждан.

1 П. 5 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях.

2 Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (ст. 2 Закона о трудовых пенсиях). Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 407.

3 Определение данного отношения упрощает последующие вычисления, поскольку величина расчетного пенсионного капитала, согласно п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

С недавнего времени Правительство РФ установило право работающим военным пенсионерам оформлять для себя вторую пенсию.

Стоит отметить, что это не просто “вторая”, а именно трудовая пенсия.

Если говорить простыми словами, то речь идет о , которую они заработали, когда уже вышли на пенсию после службы в силовых структурах.

Законодательная база

В такой ситуации, если непосредственный работодатель выплачивает за этого сотрудника страховку, на протяжении не меньше 5 лет, то это дает полное право на оформление второй пенсии.

Да, были исключения, когда предоставлялась вторая пенсия, но это всего лишь исключение из правил.

В частности речь шла:

  • о ветеранах ВОВ;
  • инвалидах, которые таковыми стали по роду своей деятельности.

Но сегодня благодаря Федеральному закону №136 военные пенсионеры имеют полное право оформить себе вторую “Гражданскую” пенсию.

Этот Федеральный закон предусматривает получение второй пенсии при наличии от 5 лет страхового стажа.

Условия назначения

В 2019 году страховая часть трудовой пенсии для категории военных пенсионеров имеет право назначаться при соблюдении таких немаловажных условий, как:

  • обязательное наличие гражданского стажа работы общей продолжительности не менее 10 лет, которые не были учтены при формировании военной пенсии. Одним словом этот стаж должен быть после выхода на пенсию;
  • возраст мужчин для получения второй пенсии должен быть от 60 с половиной лет, для женщин это возраст от 55 с половиной лет;
  • обязательно необходимо получать военную пенсию по выслуге лет либо по инвалидности.

Если говорить простым языком, в большей степени для оформления второй пенсии военному пенсионеру необходимо достичь возрастного периода и иметь в наличии минимум 10 лет гражданского стажа.

Назначение ранее возрастного ограничения

Правила начисления

Сам размер второй пенсии напрямую зависит от средней заработной платы , которую получал пенсионер при осуществлении своей трудовой деятельности.

Помимо этого, на ее размер влияет и размер страхового взноса, который перечисляет работодатель в Пенсионный Фонд.

Если говорить о каких-либо конкретных цифрах, то их попросту нет и законодательством они не предусмотрены. Для расчета страховой части трудовой пенсии лучшим вариантом станет напрямую обратиться в Пенсионный Фонд.

Для каждого военного пенсионера рассчитывается своя индивидуальная пенсия на базе его среднего заработка.

Поэтапный порядок расчета

Рассмотрим подробней вопрос о том, каким образом сотрудники Пенсионного Фонда осуществляют подсчет второй пенсии для военных.

Для понимания того, что используется в формуле, обозначения имеют следующий вид:

  • К – коэффициент, который непосредственно отображает отношение заработной платы сотрудника к среднему показателю по всей стране;
  • Кнеп.стаж. – коэффициент имеющегося неполного стажа;
  • ПК – размер пенсионного капитала;
  • СЧ – размер самой страховой части;
  • ИПК – пенсионный коэффициент, который индивидуален для каждого военного пенсионера;
  • Т – это сам период выплаты военной пенсии. В качестве среднего показателя используется 228 (по статистике именно столько месяцев пенсионер получает военную пенсию до момента оформления второй гражданской).

Если говорить о постоянных значениях , то они имеют следующий вид:

  • 5600 – средняя зарплата по стране в 2002 году;
  • 0,55 – коэффициент по стажу;
  • 450 рублей – базовая составляющая на 2002 год.

Рассмотрим расчет на примере . Грибинюк Виктор Леонтьевич 21 марта 1956 года рожденья является пенсионером Министерства обороны. Он решил оформить вторую пенсию и обратился за этой помощью в Пенсионный Фонд 10 марта 2016 года.

Осуществляется анализ предоставленных этим пенсионером документов :

  • справку, предъявленную из военного комиссариата;
  • трудовую книжку.

Из предоставленных документов выяснилось, что у него имеется неучтенный гражданский стаж 18 лет и 17 дней.

Так как справку о средней заработной плате Грибинюк не предоставил, информация была взята из средней зарплаты по стране.

Сам коэффициент у него оказался невысоким и составил 0,569.

Изначально рассчитывается размер пенсионного капитала до 2002 года:

((0,569 (коэффициент по оплате труда) * 5600 (средний заработок по стране) * 0,55 (коэффициент по стажу)) - 450) * 228 (месяца) = 19 800 руб.

Полученную цифру необходимо умножить на коэффициент неполного стажа (поскольку полный стаж считается на 2016 год – 25 лет):

19800 * 0,16177778 = 3203 руб. – это будет являться пенсионным капиталом на 2002 год.

Поскольку сначала 2002 года, пенсии постоянно подвергались индексации, необходимо умножить полученный размер ПК на фиксированный для 2016 года суммарный индекс:

3203 * 5,6148 = 17 984,2044 рублей – данный пенсионный капитал на дату назначения второй пенсии, то есть на 21.03.2016 г.

К данной цифре необходимо добавить:

  • доплату за наличие стажа советского времени – 12 680 рублей;
  • страховой взнос, который был накоплен на лицевом счете – эта цифра у пенсионера составляет 159 347,08 рублей.

15 106,04 + 12 680,00 + 159 347,08 = 187133,11 – эта сумма является пенсионным капиталом на момент назначения второй пенсии.

Страховая часть = ПК / Т = 187 133,11 / 228 = 820,76

Поскольку в 2015 году, размер пенсионного бала составляет 64,10 рубля, производится подсчет ИПК:

820,76 / 64,10 = 12,8

К данному значению прибавляется 3203 и получается:

12,8 + 2,805 = 15,61.

Теперь следует умножить эту цифру на величину балла 2016 года, и получается:

15,61 * 74,27= 1 159 рублей 31 копеек

Именно такая вторая пенсия будет выплачиваться Грибинюку ежемесячно.

Правила оформления

В процессе оформления второй пенсии необходимо учитывать тот факт, что необходимо обращаться уже не в ведомство, а непосредствен в сам Пенсионный Фонд.

Все документы подаются в Пенсионный Фонд непосредственно по месту проживания пенсионера .

Необходимо заранее подготовить всю необходимую документацию , которая включает в себя такой перечень:

Ни в коем случае не нужно забывать, что все подается в двух экземплярах, иначе сотрудника заставит обратиться через определенное время после исправления недочетов.

Помимо этого, необходимо написать соответствующее заявление .

Оно включает в себя:

  • информацию о заявителе: дату рожденья, адрес проживания, контактные данные;
  • просьбу о расчете второй “гражданской” пенсии.

Его форма четко установлена законодательством и выдается сотрудником Пенсионного Фонда в день обращения пенсионера.

В том случае, если все необходимые документы имеются при себе, то на процесс заполнения всех полей формы заявления уйдет не больше 2 минут.

Сам период рассмотрения этого вопроса в Пенсионном Фонде составляет не более 10 календарных дней, включая выходные и праздничные. После этого, будет начислена первая выплата по второй пенсии.

Как видно, вся процедура заключается в следующем:

  1. Сбор необходимых документов.
  2. Подача заявления и документов.
  3. Ожидание ответа и получение выплат.

Особенности выплат в разных ситуациях

В том случае, если военный пенсионер умер , нетрудоспособные члены его семьи (вдовы, дети и так далее) вправе рассчитывать на вторую пенсию, которые уже получают выплаты по потере кормильца.

Это возможно при таких условиях, как:

  • военный пенсионер имел гражданский стаж больше чем 1 месяц;
  • близкие родственники входят в перечень тех, кто может получить вторую пенсию, согласно Федеральному закону;
  • родственники непосредственно находились уже на иждивении у умершего военного пенсионера и при этом у них нет дополнительных источников дохода.

Для оформления второй пенсии этой категории граждан, необходимо предоставить в Пенсионный Фонд такой перечень документов:

  • заявление о просьбе предоставить вторую пенсии;
  • свидетельство о наличии регистрации в ОПС;
  • справку то смерти пенсионера;
  • свидетельство о том, что пенсионер получал пенсию по выслуге лет;
  • любые документы, которые подтверждают наличие родственных связей;
  • справку о своих доходах за последние 5 лет.

Период оформления пенсии при соблюдении всех условия составляет не больше 10 календарных дней.

Что нужно знать военным пенсионерам о второй выплате

Планируя оформить вторую пенсию, военнослужащие, вышедшие на заслуженный отдых, должны учитывать следующие нюансы :

  1. В 2019 году величина одного балла составляет 87,24 руб.
  2. Вторая пенсия исчисляется по формуле: размер заработной платы * количество баллов * 87,24. Например, человек проработал 10 лет. Ежемесячный заработок составил 30 000 руб. На данный момент количество баллов составит 41,11 * 10 = 41,10. Размер второй пенсии будет равен 3 456,84 руб.
  3. Размер второй пенсии никоим образом не будет влиять на величину основных выплат.
  4. В 2019 году проведена индексация, во время которой ежемесячные пенсионные выплаты увеличены на 7,05%.
  5. Во многих российских регионах действуют понижающие коэффициенты, размеры которых устанавливается на законодательном уровне.
  6. Военные пенсионеры могут получать вторую пенсию любым удобным для них способом: на почте, через банк, через специализированную организацию.
  7. Жители регионов Крайнего Севера могут претендовать на вторую военную пенсию при наличии следующих оснований: достигнуть пенсионного возраста, иметь минимальный трудовой стаж в этом регионе, постоянно осуществлять трудовую деятельность в сложных климатических условиях. При исчислении размера второй пенсии для такой категории военнослужащих запаса будут задействованы такие показатели: ежемесячное довольствие, клад по имеющемуся званию и должности, местный коэффициент, дополнительные выплаты за выслугу.

О второй пенсии для военных смотрите в следующем видеосюжете:

Пенсия начисляется военнослужащим и гражданским людям с достижением определенного возраста. Ее размер зависит от стажа, суммы начислений, должности. Но есть смешанная военная пенсия и гражданская пенсия, которая имеет особенности начисления.

Вся сумма начислений для военных, в которую выходит военный и трудовой стаж, имеет название пенсии смешанного типа. Этот вариант социальных выплат платится военнослужащим тогда, когда достигнут возраст ухода со службы - военный стаж менее 20 лет.

Пенсия, как и любой другой доход, может иметь разный размер. Некоторым гражданам положены дополнительные надбавки за выслугу лет, за конкретные заслуги. Регулярно этот доход подвергается индексации, что увеличивает его размер до необходимого уровня.

Кого относят к военнослужащим?

По закону к военнослужащим относят граждан, которые проходят службу и работают в частях ВС, МЧС, ФСБ. В этот перечень входят сотрудники внешней разведки, органов уголовно-исполнительной системы и прочих военизированных подразделений страны. Термин «военнослужащий» расшифровывается в ФЗ №76.

Пенсия начисляется не от возраста. Стаж должен быть 20 лет. Его расчет имеет специальный порядок. При участии в боевых действиях 1 год равен 3. Три года в особых условиях рассчитываются в расчете за 4. Причиной досрочного выхода на пенсию может быть ранение, из-за которого ухудшилось здоровье. При гибели или смерти военного право на пенсию получает его вдова. Военнослужащие и работники МВД имеют право увольняться в 45 лет. Для установления пенсионного обеспечения может учитываться смешанный стаж.

Отличие выплат

Военная пенсия и гражданская пенсия имеют отличия. Выплаты для военнослужащих определяется размером оклада и стажа. Отличия будут в следующем:

  1. У военнослужащих есть минимум стажа - 20 лет, а у гражданских этот показатель должен быть не меньше 15 лет.
  2. При определении выплат военнослужащим не берутся в учет пенсионные коэффициенты.
  3. По сравнению с гражданскими лицами военнослужащие могут подавать документацию на получение выплат даже в 40 лет, если их стаж равнее не меньше 20 лет.

Доверенность

Разные варианты доставки выплаты позволяют выбрать наиболее удобный способ. Но бывают случаи, когда из-за жизненных обстоятельств не получается забирать средства самостоятельно. Тогда делать это может другое лицо по доверенности. Это нотариально заверенный документ, предоставленный пенсионером другому лицу. Доверенность оформляется платно у нотариуса. Но возможен и бесплатный вариант, и тогда документ будет подобен нормально удостоверенному.

С 2013 года доверенность удостоверяет бесплатно та организация, где пенсионер учится или работает. Также это выполняется в учреждении, в котором происходит лечение Если в документе не обозначен срок действия, то это значит, что он действует 1 год (ст. 186 ГК РФ). Доверенному лицу можно получать пенсию в течение этого периода. Если указан срок больше года, то выплата происходит на протяжении всего срока действия доверенности.

Смена места проживания

При смене места жительства выплата будет происходить по новому месту. Тогда пенсионеру следует оповестить об этом ПФР с помощью заявления. Документация будет передана в другое территориальное отделение.

Выполнять запрос на выплатное дело по причине переезда нужно и при получении средств через карту. Это связано с тем, что в нем есть все нужные сведения, которые пригодятся ПФР по новому месту проживания, к примеру, в целях перерасчета. При своевременном оповещении пенсия будет поступать на счет вовремя.

При достижении общепринятого пенсионного возраста военные в отставке имеют право на получение второй пенсии. Для ее назначения в 2019 г. требуется наличие стажа не менее 10 лет и пенсионного суммарного коэффициента – от 16,2. В отличие от гражданских лиц, получающих трудовые выплаты по возрасту, к расчетному размеру вторых выплат военнослужащим не прибавляется фиксированная часть. Однако индексация проводится на общих основаниях за счет роста стоимости ПБ. Минимальный размер выплат в 2019 г. составит около 1 413, 29 руб.

Возложено на силовое ведомство, где пенсионер проходил службу. По линии Министерства обороны, МВД и пр. структур военный может получать выплаты по выслуге лет или инвалидности. Назначение такого обеспечения не означает обязательного завершения трудовой карьеры.

Поэтому большинство бывших военнослужащих, оставив службу в 45–50 лет, находят работу на гражданке в структурах, не относящихся к силовым ведомствам. При официальном оформлении с заработной платы пенсионера работодатель отчисляет страховые платежи в ПФР, которые фиксируются на индивидуальном лицевом счете работника. Это дает право работающему на гражданском предприятии военному получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), а в дальнейшем претендовать на получение страховых выплат.

Порядок назначения второй пенсии военным пенсионерам как выплаты застрахованному лицу регламентируется ФЗ–№430 от 28.11.2013 г. «О страховых пенсиях» . Поэтому оформление, индексация, доставка проводится по тем же правилам, которые распространяются на платежи пенсионерам по возрасту. Основное отличие от пенсионного обеспечения простых граждан – это принцип расчета выплат.

Условия назначения второй пенсии военным

Для назначения второй пенсии военному мало иметь работу на гражданке и быть застрахованным лицом – выплаты можно оформить только при соблюдении нескольких условий:

  1. Возраст . Если первую пенсию военнослужащий получает при наличии 20-летнего военного или 12,5 лет смешанного стажа, инвалидности, полученной на службе, независимо от возраста, то право на оформление трудового пенсионного обеспечения наступает только при достижении установленного законодательством возраста. В 2019 г. это 55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. К 2023 г. этот показатель вырастет до 60 и 65 лет соответственно.

Примечание! На имеют право лица, которые работали в районах крайнего севера или тяжелых, опасных условиях.

  1. Стаж . Один из важных критериев, от которого зависит не только возникновение права на получение пенсионных выплат, но и сам размер платежей. Минимальный трудовой стаж в 2019 г. увеличился до 10 лет. В дальнейшем этот показатель вырастет до 15 лет к 2024 г. Значение максимального страхового стажа не ограниченно.
  2. Пенсионные баллы . Расчетный термин, введенный в практику с 2015 г., зависит от размера страховых отчислений, то есть от величины заработной платы и периода работы. В 2019 г. этот показатель вырос до 16,2, к 2025 г. он увеличится до 30.

Только при соблюдении перечисленных условий военный пенсионер может претендовать на получение второго пенсионного обеспечения.


Поэтому столь важно после отставки устраиваться на официальную работу, где работодатель будет перечислять налоги в ПФР. При отсутствии таких платежей доказать свое право на получение трудового пенсионного обеспечения можно только в судебном порядке.

Как рассчитывается вторая пенсия военных

В отличие от начисления выплат гражданским лицам, при расчете второй пенсии для военных не учитывается обязательная страховая часть обеспечения.

Поэтому основная формула расчета имеет урезанный вид:

СП = ПБ*СПБ, где

  • СП – страховая пенсия;
  • ПБ – индивидуальные пенсионные баллы;
  • СПБ – актуальная на момент оформления стоимость ПБ.

В 2019 г. размер фиксированной выплаты составит 5 334 руб. 19 коп. Поэтому выплаты бывшему военному и гражданскому лицу при одинаковых прочих условиях будут на 5 334 руб. 19 коп. меньше.

Но такое правило распространяется только на военнослужащих, получающих пенсию по выслуге лет или инвалидности по линии силового ведомства. Если военнослужащий не смог заработать такое обеспечение, то есть не является военным пенсионером, страховые выплаты ему назначаются на общих основаниях, то есть из расчета не убирается прибавка в виде фиксированной выплаты.

При расчете стажа в учет не берется период службы, учтенный при начислении обеспечения по выслуге лет или предшествующий инвалидности.

Если военный трудился на гражданке также до несения службы, этот период прибавляется к общему стажу, а пенсионные баллы начисляются в соответствии с законодательными нормами.

Как оформить трудовую пенсию военному

Следует учитывать, что назначение второй пенсии носит исключительно заявительный характер. Поэтому без подачи требуемых документов и заявления выплаты не будут назначены.

При достижении пенсионного возраста бывший военнослужащий имеет право обратиться за оформлением гражданского страхового обеспечения по месту регистрации, фактического проживания или пребывания в:

  • местное отделение ПФР;
  • МФЦ, уточнив предварительно, оказывает ли центр такие услуги.

Направить заявление также можно почтой или через отдел кадров по месту работы. При наличии регистрации в электронной системе Госуслуги или на сайте ПФР подать все документы можно удаленно.

Для оформления гражданской пенсии военному необходимо подготовить обязательный пакет документов, состоящий из:

  • паспорта;
  • страхового свидетельства;
  • трудовой книжки;
  • других документов, подтверждающих наличие трудового стажа;
  • справки о получении военной пенсии.

Если стаж включает период работы до 2002 г., понадобится справка о зарплате за 60 месяцев. При наличии права на особые доплаты, например при наличии иждивенцев, особых наград, предоставляются документы, которые могут их подтвердить.

Примечание! Оформить выплаты может и законный представитель пенсионера при наличии нотариально заверенной доверенности или официально оформленного опекунства.

После начисления выплат пенсионер может выбрать способ доставки платежей путем написания заявления. В документе можно указать доставку через Почту России (в любом отделении или с доставкой на дом), организацию, заключившую договор с ПФР, или через банк (в кассе или путем перечисления на карточку).

Размер второй пенсии военных в 2018 г.

Учитывая, что гражданскую карьеру бывшие силовики начинают в 45–50 лет, большой стаж до возникновения права на получение второй пенсии они заработать физически не успевают. В большинстве случаев это 10–15 лет – именно столько требует законодательство для назначения платежа.

Исключением являются военные, которые претендуют на смешанную пенсию. В этом случае военные выплаты назначаются при наличии 12,5 лет выслуги и 25 лет смешанного стажа. Поэтому реально успеть заработать до 25–28 стажа.

Размер выплат будет напрямую зависеть не только от стажа, но и от заработной платы, что не дает возможности просчитать средние и максимальные значения. Но зная правовой минимум, можно узнать, какой будет минимальный размер вторых выплат.

СП = ПБ*СПБ = 13,8* 81,49 = 1 124, 56 руб.

На практике при средней зарплате 42 200 и стаже 15 лет пенсионер может заработать обеспечение в размере 6 062,66 руб.

Если зарплата будет в районе 20 000 руб. и стаж минимальные 10 лет, пенсия составит – 1 915,53 руб.

Будет ли повышение в 2019 г.

Неработающим военным пенсионерам вторую пенсию в 2019 году пересчитают с начала года. Платежи вырастут за счет индексации стоимости ПБ, которая увеличится до 87,24 руб., соответственно, минимальный платеж вырастет до 1203,84 руб. Те же, кто будут оформлять в 2019 г. выплаты по новым требованиям, получат по 1413,29 руб. за счет увеличения необходимого минимума ПБ до 16,2. Фактическая прибавка будет зависеть от размера выплат на конец 2018 г. – платежи вырастут, как и у всех гражданских пенсионеров, на 7,05%.

Гражданские пенсии работающих военных пенсионеров не изменятся с начала года, но незначительно вырастут в августе за счет увеличения заработанных на протяжении 2018 года пенсионных баллов.

Основное повышение обеспечения военных пенсионеров ждет в октябре 2019 г., когда будут пересчитаны выплаты по выслуге лет. Они вырастут на 6,3% за счет