Естественное родительство! Естественное материнство: что это такое? Как мужчины относятся к естественному родительству.

Естественное родительство (от англ. Natural Parenting ) - это стремление воспитывать детей, так, как это делали наши предки в первобытные времена. Основная идея в том, что мама лучше всех знает, что нужно ее малышу. У нее есть интуиция для того, чтобы понимать знаки, которые дает ей ребенок.

Сторонники подхода предлагают развивать в себе эту интуицию, чтобы быть на одной волне с ребенком. Еще один важный постулат метода – отказ от приспособлений, которые неестественны для ребенка от природы (таких как бутылки, сухие смеси, подгузники, а также детские кровати, люльки, манежи, коляски, ходунки и прыгунки). «Естественные родители» стараются не подпускать медицинский персонал в процессе беременности и родов, не разлучаться с ребенком, когда он еще совсем маленький, минимально использовать лекарственные средства, не делать детям прививки.

Элементы естественного родительства

2. Пребывание с малышом после родов.

4. Максимум телесного контакта – ношение в слинге , совместный сон в родительской кровати, отказ от колясок .

Минусы естественного подхода

1. У мамы практически нет возможности расслабиться: выйти одной куда-либо, посадить малыша в манеж или ходунки, дать ему соску. У нее мало личного пространства – своего места и времени.

2. В данном случае, вся ответственность на родителях. Она не делится с учителями, участковым педиатром или воспитателями детского сада.

3. Из-за большого количества правил («Хорошая мама кормит грудью до двух лет») у родителей может часто возникать чувство вины, если они делают что-то не так, как предписано.

Катя Хломова, детский и семейный психотерапевт: Идеи «вскружили» мамам голову относительно недавно. Этот стиль воспитания критикует традиционный подход к детству и предлагает в качестве альтернативы домашние роды, грудное вскармливание, ношение в слинге, высаживание, отказ от традиционных лекарств и прививок, прикорм с общего стола вместо детских пюрешек, и домашнее обучение как альтернативу саду и школе.

То есть, схема склоняет к тому, чтобы возвращаться к своим корням и отвергать многие дары цивилизации, как нечто, встающее между мамой и малышом. Новая схема, по большому счету, разделила мам на два лагеря – почитателей и противников натурального родительства.

Когда дочка была совсем маленькой, я, как и многие другие мамы, искала в Интернете ответы на разные вопросы. И я поняла, что ответов нет. Есть два противоборствующих племени , каждое из которых ревностно отстаивает свою правду: традиционные родители и «естественные».

На самом деле эти два лагеря – не только способ обращения с детьми. Это мировоззрение, образ жизни.

Я больше тяготела к «естественникам». Оглядываясь назад, я думаю, что этот подход много дал мне в плане возможности понять дочку и быть чуткой к ее потребностям. Но теперь мне кажется, что естественное родительство скорее бы подошло маме, у которой есть хотя бы минимальная помощь извне. В противном случае, вся жизнь начинает крутиться вокруг малыша. Я не могла позволить себе утешить дочку соской или посадить в манеж. Потому что … считала это почти преступлением! И это сильно выматывает физически и эмоционально. То есть, своего рода, роскошь быть с ребенком на все 100% каждую секунду.

Естественное родительство – это идея, оставляющая маме очень мало своего личного пространства – своей кровати, своей тарелки, своей минутки. И здесь должны быть очень хорошо продуманы ресурсы. Откуда пополняется энергия?

Еще важным мне кажется то, что у сторонников сознательного родительства больше шансов «скатиться» в чувство вины, столь губительное для ребенка. Потому что в этой концепции мама должна ребенку очень много, если не сказать «все». Есть там, как будто бы, претензия на то, чтобы быть идеальной. Но как детский психолог, я знаю, что для благополучного развития ребенку нужна обыкновенная мама. Желательно, спокойная. Пусть со своими недостатками.

В этом тоже есть загвоздка. Потому что сама теория естествнного родительства, скорее всего, не требует от мамы быть совершенной. Но первоначальная идея «близости» к ребенку стирается за внешними атрибутами: ГВ, слингами и совместным сном. Ведь можно без этого выполнять задачу близости, а можно при всем этом не выполнять.

Первое, что я, неопытная мама, вынесла для себя — это именно действия, которые я должна делать. Так было у меня. И тут я нисколько не претендую на то, что так было у всех.

Для меня в этой концепции оказалось много долженствования и мало выбора . В своем безмерном доверии ко всему прочитанному, я в какой-то момент подменила мысль «Я знаю, как лучше » на «Естественное родительство знает, как лучше ».

Получается, стиль, который изначально предполагает следование своим инстинктам в итоге встал между мной и моими инстинктами. «Какая же я любящая мама, раз я не высаживаю ребенка?» — но так любая философия рано или поздно станет тюрьмой.

Основной подводный камень оказался для меня таким:

пропагандируется то, что «Никто не знает лучше, чем мама». А на деле тексты не о поддержке маминой интуиции , а о том, как следует поступать хорошей маме .

Сейчас я думаю, что суть этого стиля воспитания, на самом деле, была не в презрении к ходункам, а в умении слушать себя и малыша, чувствовать друг друга и делать так, как подсказывает интуиция.
Некоторые мои знакомые, ярые «естественники» только к третьим родам позволили себе дать ребенку соску и одеть ему подгузник. Потому что это экономит силы. Но этот третий ребенок ничуть не менее любимый.

Здесь может быть и другая крайность. Легко перекинуть на «несовершенную теорию» свою собственную ответственность. Поэтому, мне хочется сказать, что, конечно, все было построено мной самой. Теория — лишь инструмент в руках каждого из нас. Так было и в моем случае.

В этом месте нужно подвести какие-то итоги. Но мне не очень хочется. Потому что любой итог чужого опыта – это ловушка для нового человека. Идеальная теория воспитания, пожалуй, заключается в том, чтобы при максимальной информированности оставлять последнее слово за собой. Никто не знает лучше, чем мы сами.

ФОТО — Юлии Зальновой


Естественное родительство – популярный ныне подход к воспитанию детей первых лет жизни, основанный на традициях некоторых племен Америки, Азии и Африки. Отношение к нему (и в особенности к отдельным его методам и принципам) в обществе достаточно противоречивое. С одной стороны, его приверженцы акцентируют внимание общества на важнейших аспектах ухода за малышом (, внимание к внутреннему миру ребенка с первых дней жизни); с другой стороны, зачастую они считают себя и своих единомышленников носителями истины в последней инстанции и к тем, кто не разделяет их убеждений, относятся достаточно агрессивно, что мешает установлению конструктивного диалога.

Секрет популярности естественного родительства

Впервые интерес к незападным традициям воспитания проснулся у широких слоев населения в Европе и в Америке в 60-е годы прошлого века. Связано это было с расцветом движения хиппи, идеологи которого не без оснований рассуждали о кризисе западной цивилизации, фатальном для нашей психики отрыве от природы, игнорировании врожденных потребностей человека. На этой волне молодежь демонстрировала массовое увлечение восточной (в первую очередь буддистской и индуистской) культурой и философией, а воспитание детей – важнейший элемент культуры! В эти годы появились первые открытые пропагандисты длительного грудного вскармливания, совместного сна и сторонники отказа от прививок.

Второй посыл к развитию идеология естественного родительства получила в конце 80-ых-начале 90-ых годов. На сей раз исходил он уже, скорее, из академической среды. Связано это было, с одной стороны, с начавшейся глобализацией, благодаря которой западные ученые начали активно обмениваться опытом с азиатскими коллегами, более подробно и детально изучать их наработки и самостоятельно исследовать традиции ухода за детьми, практикующиеся в иной культурной среде. Кстати, многие их наблюдения красноречиво свидетельствовали о преимуществах азиатского воспитательного подхода.

С другой стороны, был и сильнейший внутренний импульс. Все больше социологов и психологов говорили о том, что навязываемые западным родителям принципы (отрицание потребности в тесном контакте с мамой в первые месяцы жизни, приучение к самостоятельному засыпанию малышей, чья нервная система еще не готова к этому, игнорирование плача и т.д.) не только несовершенны, но еще и опасны с точки зрения их психического здоровья и . Из уст педиатров и детских психологов все чаще звучал посыл: общество будет намного более здоровым не в том случае, если всех взрослых отправить к терапевту лечить младенческие психологические травмы, а если детям изначально создавать такие условия, при которых этих травм удастся избежать.

Таким образом, в социуме был сформирован явный “запрос” на новый воспитательный подход, и ответом на этот запрос стала идеология естественного родительства. Какими же принципами руководствуются ее сторонники?

Основы естественного родительства

Сейчас этот термин трактуется достаточно широко. С точки зрения психологии такой стиль воспитания (на Западе обычно употребляется термин attachment parenting) предполагает органичное развитие ребенка, прохождение необходимых стадий формирования самосознания без какого-либо давления извне и, таким образом, естественное и закономерное превращение существа, полностью зависимого от мамы и пребывающего с ней в симбиозе, в самостоятельную личность. С точки зрения естественное родительство – это определенный стиль ухода за ребенком и взаимодействия с ним, включающий такие компоненты, как:

  • вынашивание и роды с минимальным медицинским вмешательством (или вообще без него);
  • продолжительное кормление грудью по требованию без докармливания смесью, только после того, как ребенок будет готов к этому;
  • в с первых недель жизни (в крайнем случае использование комплектов для “естественного пеленания”, отказ от одноразовых подгузников);
  • отказ от использования “искусственных успокоителей” ребенка (пустышек и т.д.);
  • постоянный контакт мамы и малыша с первых минут его жизни (чтобы ребенок постоянно был при маме, рекомендуется использовать слинг);
  • отказ от колясок, кроваток и прочих приспособлений, созданных для того, чтобы держать в них ребенка одного;
  • совместный сон мамы и карапуза;
  • приучение ребенка к “взрослой” пище методом “;
  • отказ от вакцинации и т.д.

По сути, сторонники “естественного” родительства пытаются воспроизвести для ребенка максимально “натуральную” среду, считая, что она создаст оптимальные условия для его развития. Так ли это на самом деле, это уже следующий вопрос.

“За” и “против”

Оппоненты этого воспитательного подхода начинают обычно с критики самого термина. Они говорят о том, что тот набор методов, который носит сейчас название “естественного родительства”, – это, по сути дела, современный искусственный конструкт. Реально подходы к воспитанию грудных детей, существующие у племен разных континентов, зачастую разительно отличаются друг от друга и далеко не всегда могут быть образцом для подражания. К примеру, в популярных в прошлом веке работах антрополога Маргарет Мид встречаются такие наблюдения: в ряде африканских племен новорожденных сразу кладут в грубо сплетенные корзины, и родители идут заминаться своими делами, не обращая внимание на их плач; женщины тихоокеанских островов кормят грудью детей неохотно и т.д. Конечно, родители никаких примитивных племен не занимаются с детьми по , чем не брезгуют на Западе и самые рьяные “естественники”. Таким образом, говорят критики “естественного” родительства, не стоит чересчур идеализировать примитивные племена и слепо перенимать их опыт.

Вторая претензия – проблематичность создания всех требуемых условий в современном социуме, да и просто сомнение в целесообразности некоторых из них. К примеру, для мамы, ведущей активный образ жизни и много путешествующей вместе с ребенком, проблематичным будет регулярное высаживание карапуза. Матери-одиночке, которая сама возит ребенка в машине, туго будет без пустышки: кричащий ребенок может просто-напросто спровоцировать аварийную ситуацию. О том, насколько разумно полностью отказываться от прививок и рожать дома (особенно с учетом российской специфики родовспоможения и особенностей нашей законодательной базы), споры до сих пор ведутся “не на жизнь, а на смерть”.

Третья претензия касается, в первую очередь, “идеологов” “естественнородительского движения”. Они обвиняются в манипулировании чувствами родителей для получения собственной выгоды, в навязывании матерям, чье поведение не соответствует их эталонам, комплекса вины. В принципах работы некоторых перинатальных центров и школ для родителей, пропагандирующих естественный уход за ребенком, даже усматриваются признаки секты: закрытость, непоколебимая вера в слова “учителя”, невозможность подвергать сомнению его постулаты. При этом сам “учитель” часто не имеет никакого профильного образования, а его утверждения не выдерживают никакой критики.

Тем не менее даже самые отъявленные скептики признают и несомненную пользу естественного родительства. Это и популяризация грудного вскармливания, и развитие идеи значимости установления контакта мамы и ребенка в первый год жизни, и вообще стремление освободиться от ложных ценностей и многих ненужных, по сути, благ цивилизации и вернуться к истокам.


Люди, встречающиеся на моем жизненном пути, узнав, что мы придерживаемся принципов естественного родительства, спрашивают меня: «Что это значит?» Для большей авторитетности ответа я, обычно, говорю, что это – знания и навыки воспитания и ухода за ребенком, которыми владели наши прабабушки и прапрабабушки. Чаще всего, после такого определения люди с жалостью или с укоризной вспоминают про грудных детей, оставленных старшим братьям и сестрам, которые кормили их хлебным мякишем, завернутым в тряпочку, или годовалых детей, привязанных к кровати специальными веревками, чтобы мать имела возможность уйти работать в поле. Все это было в недавней нашей истории. Конечно, описанные выше методы никак не связаны с естественным родительством. Целенаправленно, а порой из-за моды и престижа, материнское искусство, как одно из проявлений естественного родительства, было вычеркнуто из жизни цивилизованного общества.

«Естественное родительство - метод, основанный на традициях и принципах живой природы и ранних культур. Суть метода состоит в том, чтобы внимательно наблюдать за коммуникативными знаками новорожденных и стараться максимально удовлетворить их эмоциональные и физические потребности. На практике это означает, что дети находятся в близком физическом контакте со своими родителями в течение большей части суток. Днем младенца носят в слинге, ночью он спит вместе с родителями. Ребенка кормят грудью по первому требованию не менее 2-4 лет, и когда прекращать грудное вскармливание определяет сам ребенок, а совместный сон с родителями может продолжаться долгие годы» - вот, что на этот счет говорит свободная энциклопедия Википедия.

Если сказать профессиональным языком, естественное родительство – это стремление родителей удовлетворить все врожденные ожидания ребенка или, по-другому, его истинные потребности. О наличии таких ожиданий говорят: психотерапевт Ж. Ледлофф, акушер-гинеколог М. Оден, педагог и психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская, этолог В.Р. Дольник и многие другие.

У нас есть легкие, чтобы дышать воздухом, водонепроницаемая кожа, чтобы защищаться от дождя, волосы в носу, чтобы не вдыхать пыль, и т. д. Все наше строение, как физическое, так и духовное, - это ожидание определенных условий в окружающем мире. Ребенок рождается с этими ожиданиями. Откуда природа знает, что потребуется человеку в жизни? Через опыт бесчисленных поколений предков. Ребенок ожидает встретить в мире то, с чем сталкивались его предки.

Более того, каждому ожиданию, заложенному в ребенке, соответствуют врожденные способности, которые реализуются, как только возникают ожидаемые условия. Например, как только ребенок рождается (выполненное ожидание), он начинает дышать (реализованная способность); найдя грудь матери (выполненное ожидание), ребенок начинает сосать (реализованная способность), и т. д. Если что-то, чего ожидает ребенок, не попадается ему в жизни, его способности не развиваются в полной мере. Кроме того, человек продолжает искать удовлетворения нереализованным ожиданиям и во взрослой жизни.

Все, что касается физических ожиданий и способностей, более или менее очевидно и понятно. Но в человеке заложено множество потребностей менее очевидных, но столь же насущных.

Одна из фундаментальных врожденных потребностей ребенка - это быть носимым на руках первые месяцы жизни. Девять месяцев беременности ребенок был неразрывно связан с матерью, и вдруг, рождаясь, отделяется от нее. Для того, чтобы это отделение не было травматичным, ребенку еще долго нужно постоянно быть с матерью, чувствовать ее тепло, слышать стук ее сердца, иметь возможность приложиться к ее груди. Только на руках у матери ребенок чувствует себя полностью защищенным и, двигаясь вместе с матерью, получает разнообразные впечатления, необходимые ему для правильного развития.

Рождаясь, ребенок ожидает, что взрослые покажут ему, как жить в этом мире. Дети воспитываются прежде всего на примере родителей, усваивая их образ жизни. Ребенок наилучшим образом самообучается, если имеет возможность участвовать (сначала пассивно, а затем активно) в настоящей работе взрослых. Он ожидает, что взрослые не будут уделять ему больше внимания, чем ему действительно необходимо, а его мать не будет полностью посвящать себя уходу за ним - она должна вести нормальный образ жизни взрослого деятельного человека.

Вместе с тем, в ребенке заложены и определенные ожидания того, каким этот образ жизни должен быть. Миллионы лет человек жил среди растений и животных, под лучами солнца и струями дождя и много двигался. Ребенок ожидает, что его родители будут вести именно такой образ жизни. Конечно, приспособляемость человека велика, и, в конце концов, ребенок научится жить в квартире и вести городской образ жизни, но при этом он лишится целостности и гармонии. В человеке заложено ожидание жить среди природы (эко-поселение хорошее направление с моей точки зрения), а не среди мертвых стен панельного дома.

К элементам естественного родительства также относятся естественные роды с минимальными вмешательствами, педагогический прикорм, так называемая естественная гигиена новорожденного, отказ от подгузников, естественное закаливание, отказ от прививок и воспитание с учетом потребностей ребенка в различные периоды его жизни.

Екатерина Барабанова

Естественное родительство – нестандартный подход к воспитанию малышей первых лет жизни по-прежнему инспирирует самые жаркие дискуссии и нешуточные баталии среди родителей, педагогов, медиков и психологов. Эта методика вызывает неоднозначное впечатление. Данная тема обширна и многопланова, в одной статье нам вряд ли удастся охватить все ее аспекты, но мы все же попытаемся.

Что такое естественное родительство?

Как появилась теория естественного родительства?

Natural Parenting в переводе с английского языка означает «естественное родительство или воспитание». Одним из главных идеологов этой теории стала американская писательница Жан Ледлофф, которая прожила два с половиной года в джунглях Латинской Америки в индейском племени екуана. Писательница пришла в полный восторг от безупречного поведения «маленьких ангелов» — детишек джунглей. Она собственными глазами увидела гармонию, царящую в этом племени. Вернувшись из экспедиции, Жан Ледлофф написала замечательную книгу о методе воспитания по-настоящему счастливых детей. Эта книга позволила многим родителям пересмотреть свое отношение к процессу воспитания своих малышей.

Что включает в себя понятие «естественное родительство»?

Естественное родительство (ЕР) — уход за детьми, основанный на удовлетворении их физических и эмоциональных желаний и потребностей. И что же в этом нового? – спросите вы. Любой родитель пытается воспитывать своего ребенка, основываясь на научных данных медицины, педагогики, психологии. Все правильно, но ЕР в первую очередь основывается на теории эволюции, на развитии детеныша человека как определенного вида. Сама по себе эта методика предполагает максимальное сближение малыша и матери. Мама воспитывает своего ребенка так, как это делали ее далекие предки. Зачем заново придумывать колесо? Оно уже давно существует. Возьми его и применяй по назначению. Эти слова полностью выражают главную идею ЕР. То есть родители должны учиться воспитывать детей у самой Матушки Природы.

Одним из главных принципов данной методики считается эмоциональное звено. А именно: всесторонняя забота, всеобъемлющая любовь и безграничное уважение ребенка как личности.

Но это вовсе не означает, что вся жизнь матери полностью растворяется в потребностях ребенка. Ничего подобного! Ребенок и мать развиваются вместе не только на физическом уровне, но и на эмоциональном. Противники методики ЕР не отрицают, что данная теория способствует возникновению сильного эмоционального контакта между детьми и родителями. Благодаря чему, детишки вырастают самодостаточными и уверенными в своих силах людьми. Они позитивно воспринимают всю окружающую их действительность. Интересно, но практически все аргументы, которые мы привели выше, говорят лишь о пользе этого метода воспитания. Почему же вокруг естественного родительства столько споров и дебатов. Попробуем разобраться, но сначала перечислим основные принципы этого учения.

Принципы естественного родительства

Только что родившийся человек имеет не только физиологические потребности, но и огромные задатки и ресурсы. Природа постаралась и заложила в него безграничную любовь и огромное доверие к миру. Конечно, жизнь на нашей планете не слишком похожа на райский сад, но это не означает, что родители должны переложить на себя все заботы о развитии малыша, тем самым, исключив его собственные ресурсы приспособления.

  1. Первый принцип этой методики предполагает роды в домашних условиях или в условиях роддома, но без медикаментозного вмешательства . Роды в медицинских учреждениях должны быть максимально приближены к естественным. Никаких гинекологов, только акушерская помощь в редких случаях. Очень часто роды в таких семьях воспринимаются как семейное событие, но не медицинское. После рождения ребенок и мать неразлучны.
  2. Грудное вскармливание не менее 2 лет . Желательно, чтобы малыш сам отлучился от груди. Последователи данной практики очень важным считают тактильный контакт ребенка с матерью. Никаких бутылочек, сосок, пустышек! Прикорм вводится после шести месяцев или с появлением первого зуба. Основным питанием малыша до года является грудное молоко. В прикорм входят продукты, которые едят родители, никаких покупных протертых пюре. Обычный семейный стол. Кормление осуществляется по требованию ребенка. Режим питания не имеет ничего общего с данной методикой. Малыш ест сколько хочет и тогда, когда хочет.
  3. Последователи данной методики ратуют за естественную гигиену ребенка . Они полностью отказываются от памперсов и всевозможных подгузников. Родители отслеживают желание ребенка и высаживают его над тазиком или над горшочком. Они не купают ребенка в кипяченой воде, не моют соски перед каждым кормлением и не проглаживают пеленки,
  4. Сторонники этого метода настаивают на пользе совместного сна малыша с мамой или с обоими родителями. Как показывает медицинская статистика, при совместном сне ребенка с родителями в разы снижает риск возникновения СВДС — болезни непредсказуемой и малоизученной.
  5. Естественное родительство предполагает ношение ребенка на руках и в слинге . – специальное приспособление для переноски детей. Чаще всего – тканевое.
  6. Малыши дома длительное время могут находиться абсолютно голенькими, таким образом, они закаливаются. Родители не должны кутать ребенка, выходя на улицу в любую погоду. На них должно быть надето на одну кофточку меньше, чем на маме. И это вполне закономерно, ведь мамина терморегуляция уже «испорчена». Родители активно занимаются закаливанием малыша , делают ему массаж, часто выкладывают его на животик, а с полутора месяцев уже катают на санках. Шведские стенки, турники и кольца есть в каждой семье, занимающейся естественным воспитанием.
  7. Приверженцы данного метода очень консервативно относятся к всевозможным прививкам и фармакологическим препаратам. Однако сразу хотим отметить, что в естественном родительстве существует довольно большой разброс во мнениях. Стоит ли приобретать коляску или носить ребенка только на спине, делать ли или написать отказ, полностью исключить медицинскую помощь или в случае необходимости пользоваться услугами врачей — каждая семья решает сама.
  8. Сторонники данного метода держат ребенка на руках, сколько он захочет. Возможно и целый день! Они убеждены, что выражение «ты приучаешь его к рукам» — звучит очень забавно, так как мама девять месяцев до родов носила малыша в себе и особых неудобств при этом не испытывала. Им было хорошо вместе! Так почему же сейчас одному из них должно быть одиноко и страшно? Малышу рано или поздно захочется почувствовать свободу. Действительно, вряд ли пятнадцатилетнему подростку захочется полежать у мамы на ручках!

Многие родители, которые придерживались метода естественного родительства, были бесконечно удивлены — оказывается и с грудным ребенком можно прекрасно высыпаться. Неужели эта методика настолько безупречна? Ведь наши бабушки и мамы воспитывали нас совершенно по-другому: кормили строго по режиму, укладывали спать отдельно, постепенно вводили жидкий прикорм и, конечно же, старательно отучали «от катания на ручках». Кто же прав – приверженцы классического воспитания или естественного родительства? Попробуем разобраться.

Все «за» и «против» естественного родительства: мнения специалистов и родителей

Преимущества естественного родительства:

  • Установление прочной связи на эмоциональном уровне между родителями и ребенком.
  • Длительное грудное вскармливание обеспечивает прекрасный иммунитет у ребенка, защищает его от аллергических проявлений, диатеза, астмы, А также существенно экономит финансовые средства, требуемые на покупку всевозможных молочных смесей.
  • Ношение ребенка в слинге освобождает руки и позволяет маме заниматься самой разнообразной деятельностью.
  • Совместный сон в родительской постели минимизирует риски СВДС и помогает избавиться от младенческих колик.
  • Домашние роды позволяют женщине чувствовать себя в безопасности и не паниковать беспочвенно.
  • Психологи утверждают, что дети, спящие в детстве вместе с родителями, в дальнейшем не страдают от заниженной самооценки.

К. Перхова, редактор журнала «Домашний ребенок»:

Многие, родив дома, увольняются с работы, уезжают в экопоселения, кто-то покупает свою землю. В любом случае, жизнь очень сильно меняется. Человек начинает читать книги, ходить на семинары, искать информацию в Интернете – пытается сам разобраться во всем, что ему предлагают, а потом уже решить, надо это его ребенку или нет. Приходит умение задавать себе вопросы: «Почему я должен водить ребенка в какую-то усредненную школу? Вводить ребенку какие-то препараты, о происхождении которых я не знаю?»

А потом это уже выливается в домашнее образование – в этих семьях не водят детей в детсад и в школу. И эти дети не вырастают асоциальными. Наоборот, они становятся очень творческими, яркими личностями. Но все проходят через этот процесс слома старых ориентиров и поиска новых. Это подчас мучительно, иногда семьи даже распадаются – уж слишком это меняет людей, и многие не выдерживают. В любом случае, это новая формация родителей и новая формация детей. И многие из этих людей не находят себя в этой стране – например, летом они живут в Москве, а зимой уезжают в Индию или в Таиланд, и дети там растут здоровыми, свободомыслящими.

Мария из Звенигрод, мать 2 детей :

В беременность дочкой я прочитала книгу Ледлофф “Как вырастить ребенка счастливым”, книга меня очень
впечатлила. Я стала искать подобную информацию, прочитала Мишеля Одена
“Возрожденные роды”, потом был сайт «Сознательно» с хорошими
статьями и подборкой литературы, сообщество соло-роды в жж и группа в
одноклассниках, через которую я познакомилась со своей акушеркой. В жк мне
напророчили выкидыш, а окулист сразу сказал, что только плановое кесарево (у
меня близорукость, примерно -6 на оба глаза). Ни выкидыша, ни кесарева мне
совершенно не хотелось, потому в жк я больше не ходила, искала альтернативы. Знакомые рожали дома, и мне понравилась эта идея, я чувствовала, что готова к этому. Вообще считаю, что роды, это интимное семейное мероприятия, которое должно проходить в спокойной комфортной обстановке в присутствии самых близких людей. Что не должно быть никаких посторонних вмешательств без крайней необходимости (которая возникает у считаных процентов). Все животные рожают сами (ну кроме сильно домашних), нужно, чтобы было лишь тепло, темно и укромно. Рожали мы с мужем и акушеркой, в квартире в Звенигороде. Дочь родилась капризная и требовательная, я не могла ее положить, она отказывалась спать без груди во рту и вообще лежать без меня, и слинг очень спасал, так же как гв, сс и фитбол. Очень помогали мамы, уже имеющие опыт естественного родительства, те самые, из сообществ. Потом, когда дочке исполнилось полгода, я познакомилась уже с реальными подобными мамами и это – бесценная поддержка и опыт. С сыном вопроса о том, где рожать, не стояло. Был вопрос, рожать ли самим или с акушеркой, хотелось самой, муж хотел акушерку, но особо не настаивал. Собственно, сын родился значительно быстрее дочки и оказался достаточно спокойным, поэтому сейчас я ношу его значительно реже.

Недостатки естественного родительства

Любая методика создает определенные рамки, которые не всегда срабатывают в непредвиденных ситуациях. В этой методике нет четких понятий. Что такое естественное родительство и возможно ли оно в неестественных условиях, в которых все мы живем?

  • Конечно, в южных странах высаживать ребенка в кустики (по надобности) вполне разумно. Но что делать российским мамочкам зимой в 30 градусный мороз?
  • Слинги – замечательно! А что если ваш ребенок отказывается сидеть в переноске?
  • Вызывает массу вопросов и отказ от прививок. Ведь благодаря вакцинации была побеждена оспа и существенно снизилась у детей заболеваемость полиомиелитом.
  • В силу физиологических особенностей некоторые женщины не могут рожать естественным путем. Есть масса примеров, когда дети и роженицы умирали из-за отсутствия своевременной медицинской помощи. Даже если естественные роды будут проходить при участии акушерки, не исключено, что младенец может погибнуть из-за отсутствия необходимой аппаратуры.

Е. Меланченко, детский невролог о книге Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым» :

Ледлофф пишет о том, что если ребенка носят на руках всё время, то изменение положения маминого тела в пространстве достаточно для развития вестибулярного аппарата малыша. Но городская мама перемещается по ровному полу или асфальту, не лазает по горам и деревьям, не ходит по качающимся мостикам. Так что постоянное ношение ребенка на себе не гарантирует нормального развития, этого просто недостаточно. Так что нашего городского современника мы советуем как можно раньше выкладывать на широкий диван или лучше на пол (на ковер) — из соображений безопасности и для реализации врожденного двигательного потенциала.

Еще один смущающий момент. У мамы-индианки постоянно есть помощники. Европейские и американские мамы живут отдельно от своих родителей, и далеко не у каждой есть средства для того, чтобы нанять помощника по хозяйству. Кроме того, ребенок екуана живет среди любящих родственников. В нашей среде не так часто встретишь нянь, которые с теплотой и вниманием относятся к своим воспитанникам.

Откуда же берется чувство врожденной безопасности, описанное Ледлофф? Ребенок екуана, которого таскали по горам и долам, действительно имеет хорошо разработанный вестибулярный аппарат. Так что нет ничего удивительного в том, что дети могут избегать травм и повреждений в обычной жизни. По нашему (отечественному) опыту, дети с правильным двигательным развитием, хорошим вестибулярным аппаратом спокойно залезают в труднодоступные места, не причиняя себе никакого вреда. Однако назвать это качество врожденным мы не решимся. Потому как дети, имеющие отклонения в развитии описанных выше необходимых движений, чаще получают травмы, чем те, кто правильно «созревал» на первом году жизни.

О. Князева, психолог:

Мы давно живем в мире, созданном человеком. Автомобили, многоэтажные дома, компьютеры – неестественная среда обитания. Готовы ли мы отказаться от благ цивилизации и вернуться назад, к природе в буквальном смысле, и надо ли это делать? Отказ от подгузников, от колясок, от искусственного питания – неужели это делает нас ближе к природе и позволяет вырастить счастливого и здорового ребенка? Жить в современном обществе и при этом создавать для ребенка искусственную среду (без техники и т.д.) означает препятствовать малышу осваивать мир, в котором он родился. Помочь ребенку адаптироваться в обществе, на современном ландшафте – одна из важных задач, стоящих перед родителями.

Жить-то ребенку придется не в изолированной и искусственно созданной родителями среде, а в реальном мире. Время, отпущенное природой для выработки необходимых навыков взаимодействия ребенка с окружающей средой, ограниченно. Истории детей–маугли наглядно свидетельствуют об этом.

Многие поклонницы книги Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым» воспринимают принцип преемственности, естественности в воспитании как догму. Наподобие езды без тормозов. Это зачастую приводит к невероятным выводам. К примеру, таким: «ребенок родился в воде, в неестественной среде, значит, он будет ненормальный».

Системно мы понимаем: что естественно для одного человека, то вовсе не естественно для другого. Каким образом ребенок появился на свет, не влияет на его векторальный набор, на его внутренние свойства. Это может повлиять на развитие векторов ребенка в случае родовых травм.

Безусловно, сама по себе данная методика очень интересна. Некоторые ее положения даже имеют под собой общепризнанные наукой обоснования. Однако ее принципы не бесспорны и вызывает ряд закономерных вопросов. У естественного родительства есть много сторонников и последователей, но и довольно большое количество ярых противников.

Как внедрить в жизнь естественное родительство: самые полезные книги

В заключение хотелось бы отметить, что ЕР ничего общего с религией не имеет. Это стиль жизни, который выбирают родители. А насколько этот образ жизни подходит вашей семье – решать вам.