Симптомы трудной адаптации детей к доу. Как сделать адаптацию ребенка к детскому саду безболезненной? Симптомы адаптации к детскому саду

Если о психологических и социальных особенностях периода адаптации подробно рассказывают в детском саду, то о ее медицинских аспектах родителям известно меньше. Поэтому сегодня я хочу остановиться подробнее на этой теме.

Слово «адаптация» в переводе с латинского означает приспособление. По большому счету, человек на протяжении всей жизни приспосабливается к чему-то новому. Но бывают периоды, требующие особого напряжения всех сил организма. Один из них – поступление ребенка в детский сад.

Посещение детского сада знаменует новый этап в жизни ребенка. Отрыв от мамы, перемена обстановки, незнакомые люди вокруг, новый маршрут от дома до сада – все это небезразлично для малыша и отражается на его состоянии и поведении. Могут временно утратиться многие недавно приобретенные полезные навыки. Ребенок часто отказывается от еды, дневного сна, хуже и меньше говорит, может перестать проситься на горшок. В этот период жизни дети чаще болеют. Все это – нормальные проявления адаптации.

Три фазы адаптации к детскому саду

В адаптации ребенка выделяют 3 основных этапа:
острый;
подострый;
период компенсации.

В остром периоде, который иначе называется ориентировочным этапом адаптации, отмечаются ярко выраженные изменения поведения ребенка. Первые 2-3 недели все системы органов максимально напряжены, в организме бушует «физиологическая буря». Малыш становится капризным, возбудимым. Появляются отрицательные эмоции в общении с взрослыми и детьми, ухудшается аппетит, становится тревожным сон.

В этот период изменяются физиологические показатели частоты сердечных сокращений, артериального давления и дыхания, увеличивается количество микробов на слизистых оболочках носа, зева, полости рта. Видоизменяется состав крови (количество лейкоцитов и соотношение иммуноглобулинов в сыворотке). Ребенок может даже похудеть. Острый период адаптации у разных детей длится от 10 до 60 дней.

Подострый период, или фаза неустойчивого приспособления, характеризуется постепенной нормализацией поведенческих и физиологических реакций. Быстрее всего восстанавливается аппетит – как правило, в течение 10-15 дней. Медленнее идет нормализация речи, на это может потребоваться около 2 месяцев. Восстановление сна и эмоционального состояния ребенка происходит обычно за 1 месяц.

Период компенсации, адаптированности к новым условиям характеризуется тем, что физиологические и нервно-психические реакции детского организма достигают исходного уровня или превышают его.

Степени тяжести адаптации ребенка

Легкая адаптация ребенка к саду характеризуется незначительным снижением аппетита. Объем съедаемой пищи достигает исходной нормы обычно за 10 дней. Примерно в те же сроки восстанавливается сон. Эмоциональное состояние ребенка, его ориентировочная и речевая активность, взаимоотношения с другими детьми нормализуются через 15-20 дней. Общение с взрослыми при легкой степени адаптации практически не нарушается. Двигательная активность ребенка не снижается. Функциональные сдвиги в работе внутренних органов выражены минимально и нормализуются в течение первого месяца пребывания в детском саду. Заболеваний при этом варианте на протяжении всего адаптивного периода не отмечается.

При адаптации средней тяжести нарушения сна и аппетита нормализуются в течение 20-30 дней. Эмоциональное состояние ребенка остается неустойчивым в течение всего первого месяца пребывания в детском саду. Типична значительная задержка двигательной активности, все функциональные сдвиги в работе органов и систем выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие острому заболеванию. Взаимоотношения с взрослыми, как правило, не нарушены.

При тяжелой адаптации либо отмечаются ярко выраженные изменения функций органов и систем ребенка, либо сильно страдает его поведение. В первом случае малыш заболевает вскоре после первого посещения сада и продолжает болеть практически ежемесячно (более 4-12 раз на протяжении первого года). Со временем частота заболеваний снижается, и ребенок начинает стабильно посещать детский сад.

При втором варианте тяжелой адаптации ребенок ведет себя не так, как обычно. Порой его поведение граничит с неврозом. Аппетит практически исчезает, ребенок отказывается от еды. Ситуация начинает восстанавливаться не ранее, чем через 3 недели пребывания в детском саду. Может возникать стойкое неприятие пищи или невротическая рвота при кормлении. Сон становится чутким, укороченным. Засыпает ребенок долго – 30-40 минут, при этом капризничает, плачет. Просыпается, как правило, малыш тоже со слезами. Ребенок либо стремится к уединению, не хочет играть с другими детьми, либо проявляет по отношению к ним агрессию. Также у него может отмечаться двигательная расторможенность. Ребенок начинает отставать от сверстников в речевом развитии. Его отношение к взрослым приобретает избирательный характер.

Тяжелая адаптация к ДОУ может продолжаться от 2 до 6 месяцев. Она бывает примерно у 9% детей, поступающих в детский сад.

“...Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек –
не может стать настоящим воспитателем, и сред этих качеств
на первом месте умение проникнуть в духовный мир ребёнка.”

Сухомлинский В.А.

“Адаптация к условиям пребывания в детском саду у разных детей
протекает неодинаково, что зависит в основном от особенностей
нервной системы. Внешними проявлениями трудностей адаптации
могут быть нарушения сна, аппетита, необоснованные капризы.
Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку
к этому ответственному в жизни ребёнка событию следует начинать заблаговременно”.

Т.В.Костяк.

Адаптация – от лат. “приспособляю” – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которыми вступают в контакт дети. Поступление ребёнка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности. От того насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребёнка при поступлении в детский сад.

Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать “открытым” по всем вопросам развития и воспитания.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:

1– 6 дней – лёгкая адаптация;
6– 32 дней – адаптапция средней тяжести;
от 32 до 64 дней – тяжёлая адаптация.

При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1– 2 недели. Речь может затормаживаться, но ребёнок может может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  1. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ:

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
  3. Неумение занять себя игрушкой.
  4. Несформированность элементарных культурно– гигиенических навыков.
  5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Памятка для родителей

“Критические моменты вызывающие трудности адаптации к детскому саду”

Наиболее критические моменты, которые вызывают трудности адаптации к детскому саду можно выделить следующие:

– Ранний утренний подъём. Для малышей, жизнь которых до похода в детский сад регламентировалась мало и слабо, пробуждение в 7.30 утра бывает очень жестоким стрессом адаптации. Поэтому в течение пары недель перед первыми визитами в детский сад вставайте раньше, привыкая к новому утреннему режиму. Будите ребёнка в детский сад заранее, раньше на 10– 20 минут, чтобы он мог понежиться в постели и постепенно перейти от сна к бодрствованию.

– Обед без мамы. Большие трудности в адаптации к детскому саду связаны с кормлением детей. Некоторым детям не нравится еда, приготовленная в детском саду, некоторые– просто отказываются есть без мамы.

– Дневной сон. В целях адаптации ребёнка к детскому саду постарайтесь приурочить дневной сон ребёнка к этому времени. Если ребёнок засыпает с любимой игрушкой, можно в первое время приносить её в детский сад. Для сна в детском саду можно выбрать забавную пижаму, которую приятно будет одевать ребёнку.

– Пребывание в детском саду целый день. Обычно первую. Неделю ребёнок посещает детский сад до сна, на второй неделе – остаётся на период до полдника, после месяца – может остаться на полный день. Но все эти нормы сугубо индивидуальны. Если адаптация ребёнка проходит с большим трудом, то забирать ребёнка нужно пораньше. Если ребёнка из сада Вы забираете позже, то старайтесь делать это не последним. Дети очень травматично переживают, если они остаются последними в группе и родителей долго нет.

– Привыкание к режиму. В целях адаптации узнайте режим дня в детском саду и детской группы конкретно для вашего ребёнка. За месяц– полтора начните вводить этот режим в вашей семье, постепенно приближая его к детсадовскому. В дошкольном возрасте ребёнку важно спать до 10 часов ночью и 2– 2,5 часа днём. Поэтому спать ребёнка нужно укладывать уже 9 часов вечера.

– Общение с незнакомыми детьми. В современных семьях, часто с одним ребёнком, малыш бывает выключен из системы отношений с другими детьми. Часто контакты с другими детьми организованы общением на детской площадке, в поликлинике, в гостях. Поэтому плохо умеют общаться с другими маленькими детьми. Необходимо понаблюдать за общением своего ребёнка с другими людьми. Если он интроверт, то легко заводит контакты и общение с другими, адаптация в этом случае пройдёт несколько полегче. Если же ребёнок – интроверт, стеснительный или замкнутый, излишне послушный, то трудности могут быть при общении с детьми активными, агрессивными или эмоциональными.

– Общение с воспитателем. Воспитатель – очень значимая фигура в процессе адаптации ребёнка к детскому саду. Его опыт, умение ладить с детьми и понимать психологическое состояние ребёнка играют иногда ключевую роль в адаптации. Поэтому, по возможности, нужно выбрать воспитателя и познакомиться с ним заранее. Рассказать педагогу об индивидуальных особенностях ребёнка, его страхах и интересах. Необходимо обсуждать с воспитателем каждый день адаптации.

– Научите ребёнка навыкам самообслуживания: есть одеваться, пользоваться носовым платком.

– Не рассказывайте о своих тревогах в присутствии малыша.

– Заранее ознакомьтесь с режимом детского сада и придерживайтесь его и в выходные дни.

– Не перегружайте ребёнка посещением общественных организаций, кружков, спектаклей, а также интеллектуальными занятиями дома.

– Одевайте по сезону. Одежда и обувь не должны создавать трудностей для ребёнка (не шнурки, а липучки, не пуговицы, а кнопки).

– Рассказывайте о цели и пользе посещения детского сада (напоить цветы, уложить спать кукол, поиграть с зайчиком).

– Оставляйте игрушечный телефон, по которому воспитатель при ребёнке будет сообщать о его успехах.

– Не давайте дорогие игрушки и не спрашивайте строго за их сохранность.

– Каждое утро проверяйте содержимое в кармане ребёнка, не допускайте наличия острых и колющих предметов: кнопок, скрепок, монет и т. д.

– При встрече с воспитателем рассказывайте о состоянии здоровья и настроении ребёнка.

– Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.

– Ребёнок должен приходить в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксалиновой мазью.

– Расширяйте “социальный горизонт” ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к другим детям.

Если окажется, что у ребёнка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад.

Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду

Главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

  • позволяет маленькому ребёнку ощутить себя всемогущим;
  • помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
  • развивает искусство общения;
  • помогает управлять своими чувствами;
  • даёт возможность пережить массу эмоций.

Игра “Полянка настроения”

Цель: Настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Оборудование: плетёные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.

Ход игры:

Используя плетёную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, мы создадим полянку настроения. Обычно ребёнок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашу, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах у ребёнка и при его участии происходит превращение: вместо скучной салфетки появляется “красота”. Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.

Игра “Что нам подскажут пальчики”

Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, камушек.

Ход игры:

Ребёнок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетёной коробочке вы найдёте природные материалы – шишку, каштан, камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка – шершавая, камень – гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично. Благодаря этой игре ребёнок с нетерпением ждёт новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

Упражнение “Дышим животиком”

Обычно это упражнение делают лёжа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.


Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребёнком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывёт по мне.

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребёнку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Игра “Наливаем, выливаем, сравниваем”

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с тёплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер– сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Ход игры:

Особой притягательной силой обладает вода. Тёплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в неё познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. И поиграть с ними: например взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую и др. После выполнения каждого задания ребёнок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребёнка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.


Ребёнок привыкает к посещению детского сада в течение одного-двух месяцев. Поэтому, если вы планируете отвести ребёнка в садик в сентябре, выход на работу надо планировать не раньше октября-ноября.

Любая адаптация обычно идёт на двух уровнях - на физиологическом и психологическом.

На физиологическом уровне малышу надо привыкнуть:

К новому режиму - определённому, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды);

Необходимости самоограничений;

Невозможности уединения (постоянно приходится быть на виду);

Новой пище, новым помещениям, освещённости, запахам.

На психологическом уровне малышу предстоит привыкнуть:

К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы…);

Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;

Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;

Необходимости отстаивать свое личное пространство.

Физиологическая адаптация будет зависеть от общего физического состояния ребёнка (здоровья, иммунитета), а также от образа жизни, предпочтений в питании. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Первый раз лучше приходить в детский сад после завтрака, когда все дети уже в группе. В этом случае вам не придётся быть свидетелем слёз при расставании с родителями других детей. В этот день ребёнка не надо оставлять в саду надолго. Одного-полутора часов вполне достаточно. Если есть возможность, будьте в поле зрения малыша, то есть в группе, но при этом не пытайтесь подменять собой воспитателя - развлекать детей, читать им книжки, организовывать игру.

Возможность находиться родителю в группе зависит от позиции администрации детского сада. Этот вопрос лучше обсудить до того, как вы приведёте ребёнка в садик. Если у вас есть веские причины быть первое время с малышом, вы должны обсудить это с заведующей детского сада и воспитателем.

Если всё пройдёт нормально, - малыш был активен, лишь изредка бросал на вас взгляды, познакомился с другими детьми, - можно оставить ребёнка в группе на более продолжительное время (2-3 часа). Чтобы вам было спокойнее, оставьте воспитателю свои координаты, и он всегда сможет связаться с вами.

Постарайтесь не входить в группу, если ребёнок плачет. Воспитателю будет проще его успокоить. Входите только тогда, когда малыш успокоится, в этом случае у ребёнка не будет формироваться условный рефлекс, что стоит ему погромче закричать и мама сразу же появится.

Придумайте ритуал прощания-расставания. Его, кстати, можно использовать и дома, когда вы уходите по своим делам. Это могут быть какие-то смешные приятные действия - пожатие руки, поцелуй в нос, волшебная абракадабра или простое: «Пока, скоро увидимся!» И обязательно придумайте ритуал приветствия. Эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят ребёнку прогнозировать ситуацию. Мама всегда приходит за мной, когда говорит: «Пока, скоро увидимся!»

И ещё немного о расставании. Иногда в саду можно наблюдать такую картину - мама с грустным лицом прощается с малышом, крепко обнимая его, говорит: «Ну иди уже… Я буду по тебе скучать… Только не плачь». И тут оба начинают плакать. Наконец плачущего ребёнка отводят в группу, а мама выходит на улицу и долго смотрит на окна, если это первый этаж - машет ребёнку рукой, и прощание продолжается ещё минут пять. Потом мама что-то вспоминает, бежит в группу, вызывает ребёнка, и всё начинается сначала.

Малыши очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние близких для них взрослых. Ваше спокойствие, уверенность говорят малышу, что всё в порядке и можно смело отправляться в группу. И наоборот - ваша тревога передаётся ребёнку, даже если реальной причины для неё нет. «Спокойствие, только спокойствие», - как говорил Карлсон.

Первое время, около месяца, стоит оставлять ребёнка только до обеда. После прогулки он может вернуться вместе с детьми в группу, пообедать и потом вы его забираете. Если ребёнок сам выразит желание остаться в группе и спать вместе со всеми детьми, то оставляйте его. Если малыш ещё не готов оставаться, - не торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и получить проблему.

Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребёнок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя - это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придётся ходить каждый день.

Дети в саду, особенно первые дни, очень скучают по дому, по родным лицам. Принесите в группу маленький альбом с фотографиями, где вы сняты вместе с малышом. Когда ему взгрустнётся, он сможет посмотреть фотографии и поговорить с воспитателем о том, как было хорошо с вами и чем бы он занимался, если бы вы были рядом. Это может снять напряжение, и малыш успокоится.

Любимая игрушка тоже помогает пережить расставание.

Постарайтесь пораньше забирать ребёнка из детского сада. Если есть возможность, устраивайте иногда незапланированный выходной или даже небольшие каникулы.

Когда забираете ребёнка из садика, не устраивайте ему допрос - что ел, как себя вёл, слушался ли воспитателя и т. п. Спросите, как прошёл день, что было интересного, что нового он узнал, какие чудеса сегодня творились в детском саду, как поживают его друзья. Прочитайте на стенде для родителей, какие были занятия и, задавая наводящие вопросы, поинтересуйтесь, что дети рисовали, читали или пели. Но это не должно превращаться в допрос-отчёт. Вопросы должны быть простыми. Малышу трудно в этом возрасте рассказать, какое было занятие и чем они занимались. Поэтому можете поиграть в игру: давай я угадаю, что вы сегодня в саду делали. Вы говорите, а ребёнок соглашается или нет.

Искренне радуйтесь успехам ребёнка. Хвалите рисунки и другие поделки, даже если вам кажется, что они не очень удались. Ищите как можно больше плюсов.

Хорошо после садика неспешно погулять, помолчать или поговорить о чём- нибудь. Расскажите про свой день и спросите, как прошёл день малыша.

Дети очень скучают по любимым родителям. Дома не отправляйте его играть с игрушками, если он хочет побыть с вами. Пусть участвует в приготовлении ужина или, сидя рядом, раскрашивает картинки, или слушает детскую сказку…

В садике дети больше всего устают от общения. Поэтому вечером ребёнку хочется побыть одному или с мамой, в тишине, со своими любимыми игрушками. Создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия. Не надо отправляться в гости или собирать у себя большие компании в этот период.

Перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о чём-нибудь.

Признаки успешной адаптации ребёнка к детскому саду:

Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне;

Хороший аппетит;

Нормальное поведение. Дома ведёт себя обычно - не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т. п.;

Нормальное настроение. Легко просыпается утром;

Желание идти в детский сад.

Признаки дезадаптации малыша:

- нарушение сна. Плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встаёт по ночам на горшок или начинает писаться в кровати;

Нарушение аппетита. Отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе;

Появление вялости, капризности;

Появление агрессивности, часто меняется настроение;

Ребёнок стал чаще болеть.

Факторы, мешающие адаптации малыша к детскому саду:

Слишком сильная зависимость ребёнка от мамы;

Чрезмерная тревожность родителей;

Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;

Воспитание ребёнка в духе вседозволенности;

Неврологическая симптоматика у ребёнка: астеничность, гиперактивность ит. п.;

Болезненность малыша;

Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня. Постарайтесь, чтобы начало посещения ребёнком детского сада не совпадало с переездом на новую квартиру, рождением второго малыша в семье и т. п.

Наталья Прокопенко
Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду

Адаптация ребенка к детскому саду – это процесс его приспособления к жизни в новых условиях. Это приспособление осуществляется как с биологической, так и с социальной точки зрения. Адаптация может быть трех типов - легкая, средняя или тяжелая.

Тип адаптации непосредственно зависит от того, как ребенок подготовлен к детскому саду. В этой связи очень важным является непосредственное взаимодействие родителей и воспитателей до начала посещения детского сада.

Рассмотрим наиболее важные причины, которые осложняют процесс адаптации ребенка и негативно влияют на его привыкание к детскому саду.

Первой и основной причиной осложнения процесса адаптации является отсутствие опыта социализации у детей . Речь идет о том, что многие дети имеют крайне ограниченный опыт общения до начала посещения детского сада. Круг общения может включать всего одного взрослого – маму или бабушку. В этом случае адаптация будет долгой и тяжелой. Если круг общения более широк, но тоже ограничивается только членами семьи, например, мама, папа, бабушка, то адаптироваться ребенку в дошкольном учреждении также будет очень трудно.

Это объясняется отсутствием у ребенка навыка общения с незнакомыми людьми, как взрослыми, так и детьми. Причем, если у ребенка есть опыт общения с посторонними взрослыми, допустим друзьями родителей, родственниками, няней, то такой ребенок достаточно легко останется с воспитателем в детском саду. Однако, большое количество других детей будет приводить ребенка в замешательство и вызывать страх.

Проще всего проходят адаптацию дети из полных семей, особенно семей многодетных. Если семья постоянно общается с другими семьями с детьми, то процесс адаптации станет еще легче. Поэтому самым важным в процессе подготовки ребенка к детскому саду является обеспечение ему возможности общения с большим количеством сверстников – во время прогулок во дворе, в детских клубах, при общении с другими семьями. Причем, если дети, с которыми общается ребенок, будут несколько старше его, то это улучшит последующую адаптацию в дошкольном учреждении.

Взрослые мало уделяют внимания тому, как общается ребенок. Они учат его различным навыкам самообслуживания. Могут учить играть, учиться, трудиться, но редко учат правильно взаимодействовать с другими детьми. Однако, именно в процессе общения ребенок наиболее активно познает мир, себя, свое место в этом мире границы своих возможностей.

Таким образом, чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Второй причиной осложнения процесса адаптации, как правильно отмечает Н. М. Родакер, является недооценивание родителями важности режима адаптации . Родители часто наплевательски относятся к необходимости подготовки ребенка к детскому саду. Очень распространенной является следующая точка зрения: «Это проблема воспитателя. Мой ребенок плачет, потому что с ним плохо обращаются». Родители не только не осуществляют подготовки ребенка, но и не участвуют в процессе адаптации, оставляя ребенка в детском саду сразу на весь день. Подобный подход чреват превращением адаптации, которая могла быть легкой или средней в тяжелую. Существует и противоположный подход родителей. Он заключается в том, что в детский сад ходят не каждый день, а время от времени. Например, мама работает посменно и водит ребенка через день. Или бабушка дает ребенку «отдохнуть» от детского сада. Этот подход также плох. На этапе адаптации именно регулярность посещения детского сада и непосредственное участие родителей в этом процессе, как и в процессе подготовки к адаптации, является обязательным.

Третьей причиной осложнения процесса адаптации является отсутствие необходимых навыков самообслуживания у ребенка в соответствии с его возрастной группой. Родители часто не придают значения тому, что к определенному возрасту ребенок должен иметь определенные умения. Например, зачем приучать ребенка у горшку в год? Пройдет еще 6-8 месяцев, и ребенок сам будет ходить на горшок.

К основным навыкам самообслуживания относятся:

В 1,5 года ребенок: держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая); отрицательно относится к нарушению опрятности; сообщает о физиологических потребностях; спокойно относится к умыванию.

В 1 год 9 месяцев ребенок: самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки; самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли); обращает внимание на грязное лицо и руки; контролирует физиологические потребности; проявляет стремление к самостоятельным действиям; знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.

В 2 года ребенок: ест аккуратно, не облизываясь; при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого; самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого, частично раздевается; знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды; пользуется носовым платком (при напоминании).

В 2 года 6 месяцев ребенок: одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого; расстегивает и застегивает одну-две пуговицы.

В 3 года ребенок: одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном; застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки; знает назначение многих предметов и их местонахождение; выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси); умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем; замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком; регулирует свои физиологические потребности; вытирает обувь при входе в квартиру; аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой; не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим; говорит слова благодарности, здоровается, прощается.

Однако если ребенок не соответствует по навыкам самообслуживания своему возрасту, то ему будет очень сложно пребывать в детском саду. Например, все едят сами, а один ребенок есть не умеет и его надо кормить из ложечки. Или, все дети одеваются сами, а этот один ребенок не умеет одеваться.

Четвертой причиной осложнения процесса адаптации является несовпадение режима ребенка и режима дошкольной организации . Особенно критичными являются режим дня и режим питания. Ребенок должен ложиться спать не позже чем в 21.00, вставать в 7.00 и обязательно спать днем. Часто у детей, которые начинают ходить в садик, режим дня, установленный мамой в декретном отпуске, принципиально отличается от вышеназванного. Например, подъем в 10.00, отбой в 22.30 или позже, а дневной сон может вообще отсутствовать.

Режим питания должен предполагать, во-первых, регулярные приемы пищи – не менее четырех, лучше – пять приемов пищи. Во-вторых, питание дома должно быть разнообразным и правильным. Некоторые родители, не утруждая себя приготовлением пищи отдельно для ребенка, кормят его «баночным» питанием, а потом переводят на пищу со своего стола. Конечно ребенок, который ест соевые смеси, будет с трудом переходить на нормальное питание. С другой стороны, если ребенка дома кормят сосисками и пельменями, вместе с жареной картошкой, то накормить его кашей или запеканкой в детском саду будет трудно. Дети, которым разрешалось употреблять бутерброды на ходу, будут все время выскакивать из-за стола.

Таким образом, приведение режима ребенка в соответствие режиму в детском саду является обязательным условием адаптации. Если не совпадает режим дня, то у ребенка могут возникнуть психические проблемы, появится недосыпание, хроническая усталость и т. д. Если не совпадает режим питания, то это может привести к тому, что ребенок не будет есть в детском саду. Или возможно появление серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Подводя итог рассмотрению причин осложнения адаптации ребенка в детском саду необходимо отметить, что нормальное прохождение адаптационного периода возможно только при слаженной работе педагогического коллектива в лице воспитателя, няни, психолога с одной стороны и родителей с другой стороны. Перекладывание родителями вопросов адаптации полностью на коллектив детского сада не позволит быстро и качественно выполнить эту задачу.

Использованная литература:

1. Родакер Н. М. Адаптация детей в детском саду // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 41. С. 64-68.

2. Колбасина А. С. Адаптация ребенка в детском саду [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/503455/ (дата обращения 10.07.2016).

Прокопенко Н. Н. Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – №2 (8). – С. 47-49.

Старший сын Влад пошел в сад в далеком 1997 году. Было ему тогда 2 года, а мне, ну очень молодой мамочке, был всего 21 год. Я уже имела педагогическое образование в виде училища и знала, что есть такое понятие, как адаптация – некое время, которое нужно ребенку, чтобы он привык к новой обстановке.

Как это происходило?

Привыкал Владик ужасно. Сына забрали, а меня с другими мамочками отправили гулять 2 часа. Мы и попрощаться-то не успели как следует.

Я доверилась опыту воспитателей, которые уверили, что так для ребенка будет лучше всего. Как и большинство других мамочек, которые «поставили своих детей на новую ступеньку жизни», мы ходили под окнами и прислушивались к плачу детей.

Какой методикой руководствовались воспитатели, я не представляю. Но через 2 часа мы забирали домой испуганных, заплаканных детей.

На второй день Владик согласился пойти еще раз «к деткам». Картина повторилась. Плакал все 2 часа.

Изо дня в день мы тащили орущего ребенка в сад, мужественно проживая адаптацию. Так продолжалось почти месяц!

И когда я уже решила, что сын – несадиковский ребенок и никогда не привыкнет к детскому саду, он плакать перестал и начал оставаться в группе на целый день. Смирился. Сломали.

Адаптация №2 – нормальная

Второй раз я прошла адаптацию ребенка к детскому саду со своей средней дочкой Машей – «девочкой с моторчиком» 2 лет. Воспитатели те же. Сад тот же. Группа та же. Мама – повзрослевшая и поумневшая.

Помня страдания сына, я сразу сказала воспитателям, что хочу остаться в группе с ребенком. Если я увижу, что с ней все нормально, уйду. Воспитатели согласились. Мы зашли в группу, Машка сразу принялась играть, усадив меня на стульчик.

Через полчаса я позвала ее и сказала, что маме нужно быстро сходить в магазин, пойдет она со мной или подождет, пока я вернусь? Она меня отпустила. Я пришла быстро. Забрала Машу, и мы пошли домой.

На второй день все было так же. Маша меня отпускала, я возвращалась и забирала ее домой. Гордая за себя, за свою дочь, я уже было обрадовалась, что период адаптации ребенка к детскому саду прошел идеально, но вторая неделя принесла свои сюрпризы. Маша не захотела после выходных идти в садик, потому что:

  • Новые игрушки уже не новые.
  • Новое место уже не интересно.
  • С детками прекрасно играть можно и на детской площадке.

Вопрос: зачем ей ходить в садик?

Начала объяснять дочери, что родителям нужно на работу, зарабатывать денежки, чтобы ей что-то купить. С утра начал водить в детский сад папа, чтобы ритуал прощания не затягивался. Девочка вскоре адаптировалась и с радостью посещала детский сад до школы.

Адаптация № 3 – идеальная

Многое в том, как ребенок адаптируется к детскому саду, зависит от самого ребенка. В этом я убедилась с младшей дочкой. Саша всегда была спокойной и рассудительной девочкой. Я была уверена, что к саду она привыкнет хорошо.

Спасибо нашей крестной, которая нам подарила книжечку «Я иду в детский сад». Мы ее начали читать за 1,5 – 2 месяца до нашего первого посещения сада. Из книги мы узнали, что такое детский сад, чем там занимаются детки, кто такие воспитатели.

Самое главное, Саша четко уяснила, что вечером всех деток забирают домой.

  • Книжечку мы читали часто – готовились.
  • Иногда ходили в садик на площадку, немного играли там.
  • Однажды нас пустили в группу. Саша все там рассмотрела, и ей очень захотелось пойти к деткам. Время как раз подошло. Тогда ей было почти 3 годика.

Первый день похода в садик мы сделали праздником! Купили воздушные шары, цветы и отправились покорять первую ступеньку образовательной системы. В первый день я пришла за Сашей в обед. Она расстроилась, так как знала о режиме садика из книги и была уверена, что ее оставят спать.

На второй день мы решились остаться на целый день. О чудо! Саша спокойно осталась на дневной сон, и мы стали оставаться в садике на целый день. Ребенок не плакал ни разу и до сих пор с удовольствием посещает детский сад.

Опираясь на собственный опыт и на мнения психологов, осмелюсь дать несколько ответов читателям сайт на вопросы, которые касаются адаптации ребенка к детскому саду.

Сколько нужно времени, чтобы ребенок привык?

По наблюдениям психологов, маленькие дети до 2-х лет привыкают к саду лучше, чем детки 3–4-летнего возраста.

  • В среднем малыши ясельного возраста адаптируются за 2 недели, а дети от 3 лет привыкают к новой обстановке дольше – около месяца.

Психологическая адаптация ребенка к детскому саду зависит не только от возраста ребенка, но и от типа его темперамента. Замечено, что лучше всего к саду адаптируются флегматики (как моя младшая дочь), а вот холерикам (моя Маша) и сангвиникам (мой сын) привыкнуть к новым условиям сложнее. Их вначале привлекает все новое, но очень быстро оно надоедает.

Тем более, в саду есть свои рамки, к которым сложно приспосабливаться холерикам и сангвиникам. У меланхоликов, с их сентиментальностью и восприимчивостью, тоже сложно проходит психологическая адаптация ребенка к детскому саду.

В общем, психологи выделяют 3 степени адаптации ребенка к детскому саду: легкая, средняя и тяжелая.

  • При легкой степени адаптации малыш привыкает к новым для него условиям в течение двух недель. При этом у ребенка аппетит не нарушается, сон хороший, эмоциональное состояние привычное. Ребенок в этот период не болеет. Как правило, легкая адаптация характерна для здоровых деток, которые живут «по Комаровскому»: сквозняков не боятся, ходят босиком по полу, сопли для них чуть ли не показатель здоровья.
  • Средняя адаптация характерна для большинства детей. Привыкание проходит не так гладко, как хотелось бы родителям. В основном ребенок устраивает истерики по утрам, когда нужно собираться в сад. У него может нарушиться сон и аппетит, он может стать более капризным, начать разговаривать во сне. Период адаптации ребенка к детскому саду в этом случае длится около месяца. За этот период ребенок привыкает к новой обстановке, эмоциональное состояние стабилизируется.
  • О том, что привыкание ребенка к детскому учреждению проходит тяжело, говорят в том случае, если адаптация длится более 2 месяцев или ребенок так и не привык к детскому саду. таких деток нарушено, ребенок болеет чаще, становится капризным и неуправляемым, может замкнуться в себе. Случается так, что ребенок может не привыкнуть к детскому саду вообще.

Можно ли помочь ребенку лучше адаптироваться?

Задача родителей – настроить и подготовить малыша к этому периоду в его жизни.

  • Приучайте ребенка к режиму садика заблаговременно (научите его заранее сообщать, что он хочет в туалет, пить и т.д.).
  • Играйте с ребенком в садик. Разыгрывайте сценки, которые могут быть в детском саду. Обязательно заканчивайте игру тем, что взрослые всегда забирают деток из садика домой.
  • Приобретите прекрасные книги из серии «Я иду в детский сад» (про Аню или Ваню), «Как Зайка пошел в детский сад», «Как вести себя в детском саду» и пр.
  • Не переусердствуйте с рассказами о садике, чтоб ребенок не нарисовал себе очень радужную картину и потом не разочаровался. Все в меру.
  • Приводите ребенка сначала на прогулку в сад. Когда детки будут уходить в группу, скажите, что скоро ты подрастешь, пойдешь в сад и тебя тоже поведут в группу к деткам.
  • Как правило, воспитатели не против того, чтобы ребенок в первые дни брал из дому любимую игрушку. Некоторые мамочки брызгают на игрушечку свои духи – оставляют «запах мамы».
  • Делайте с ребеночком маленькие сюрпризы, которые вы подарите деткам в саду или воспитателям.
  • Не уходите утром из садика «по-английски», но и ритуал прощания не затягивайте. Договаривайтесь с ребенком, что мама целует его в щечку, и он идет в группу, а мама – на работу.

Когда лучше приводить ребенка в сад в период адаптации?

Чтобы ребенку было комфортнее в саду, некоторые психологи советуют приводить ребенка рано, чуть ли не первым. Чем они это объясняют?

Представьте себе, что вам нужно выступать перед большой аудиторией. Вам будет комфортнее, когда вы придете раньше всех и будете встречать слушателей или же зайдете в зал, где уже полно людей?

Но с другой стороны, не каждый ребенок выдержит плач других детей, которые тоже только начинают посещать детский сад.

Что делать родителям, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду?

  • Возможно, ребенок не может привыкнуть к детскому саду, так как он еще совсем маленький. Так было с моими знакомыми. Пришлось переждать год, чтобы дочка начала заново ходить в детский сад, подзабыв неудачную адаптацию к детскому саду.
  • Не могут долго привыкнуть к детскому саду дети, которые очень привязаны к маме. Находите возможность оставлять на некоторое время малыша с каким-то другим человеком.
  • До садика водите ребенка в , кружки, где у него будет возможность социализироваться в обществе сверстников.
  • Не подходят воспитатели – тоже одно из объяснений, почему ребенок не может долго привыкнуть к детскому саду. Не у всех найдется возможность подыскать другой садик, но попытаться перевести малыша в другую группу можно.

Никогда не обсуждайте при ребенке, как ему трудно было в садике и как тяжело он привыкал. Такие разговоры дети улавливают моментально. Наоборот, говорите при ребенке, что он уже стал взрослый и даже начал (начинает) ходить в детский сад.

Почему ребенок в период адаптации в саду часто болеет?

Попадая в сад, организм ребенка переживает стресс. Это сказывается на работе . Находясь дома, ребенок окружен микроорганизмами, к которым организм привыкает. В саду ребенка начинают окружать другие дети со своими микроорганизмами.

Пока микроорганизмы разных детей «не перезнакомятся» и «не привыкнут» друг к другу, малыши будут болеть. Поэтому в первые недели или даже месяцы пребывания в саду .

Как показывает практика, у большинства детей адаптация носит средний характер тяжести. Утренние капризы и нежелание идти в сад наблюдается у многих деток. В саду же малыши ведут себя хорошо и не плачут. Это типичная картина. Было бы странно, если бы дети бежали с первых дней в детский сад. Выходит, что в саду им лучше, чем дома с родными?

Так что важно успокоиться и настроиться воспринимать адаптацию как естественный период в жизни ребенка, который нужно пережить и по мере возможности облегчить, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду длительное время.