Сколько ребенок привыкает к новой смеси. Как правильно кормить ребенка молочными смесями

Адаптация (на ср.-век. лат. adaptatio — приспособление) в биологии — это приспособление живых организмов к меняющимся условиям существования, выражающееся в изменении морфологических и физиологических особенностей и поведения. Адаптацией называется также процесс привыкания.

В течение всего раннего детского периода ребенку приходится адаптироваться к меняющимся условиям питания: адаптация к молочному питанию; адаптация к смесям; адаптация к введению прикорма; адаптация к введению элементов общего стола.

Сразу после рождения ребенка подача глюкозы по гемотрофным путям прекращается. Переход с гемотрофного на молочное питание в первые дни жизни представляет собой сложную цепь взаимосвязанных процессов. Лактотрофное питание в раннем периоде жизни — это основа для всех обменных процессов. Более того, лактотрофное питание, являющееся аналогом и продолжением гемотрофного питания, —это источник веществ и стимулов, служащих непосредственно для развития и роста всех функциональных систем организма ребенка. Именно поэтому замена грудного вскармливания искусственным или смешанным может расцениваться как грубое вмешательство в обменные процессы организма новорожденного, по сути как метаболическая катастрофа.

Следующая фаза развития автономного питания ребенка связана с введением прикормов. Эта фаза представляет собой сложный и достаточно длительный адаптационный процесс. Знакомство ребенка с новой пищей происходит довольно продолжительное время, и в норме только к 1,5-2 годам материнское молоко полностью заменяется обычными продуктами.

Введение прикорма при недостаточной для этого степени зрелости интенсивно растущих органов представляет собой еще одну метаболическую катастрофу с возможными неблагоприятными последствиями. Таким образом, ребенок может пережить 2 «метаболические катастрофы»: первую — при переводе на смешанное или искусственное вскармливание, а вторую — при раннем введении прикормов. Чрезвычайно важны критерии готовности детей к введению прикормов и достаточная растянутость по времени этого процесса для обеспечения оптимальной метаболической адаптации. Существуют определенные физиолого-биохимические обоснования наиболее оптимального времени введения прикорма ().

Как видно из приведенных в таблице данных, прикорм нецелесообразно вводить ранее 3-4 мес жизни, так как до этого возраста ребенок физиологически не подготовлен к ассимиляции иной пищи, кроме женского молока или его заменителей. Поэтому, по мнению большинства исследователей, первый прикорм следует вводить в период с 4 до 6 мес жизни. Однако, согласно сложившейся в России практике, до введения «основного» прикорма дети начинают получать фруктовые соки.

В соответствии со схемой вскармливания, утвержденной МЗ СССР в 1982 г. и официально действующей в настоящее время в России, введение фруктовых соков рекомендовано с 3-4-недельного возраста.

При этом многочисленные данные (в том числе и наши собственные наблюдения) показывают, что у детей, которым до 3-4 мес вводились соки, отмечались срывы адаптации в виде кишечной дисфункции (появление «зелени», слизи в фекалиях, нарушения опорожнения и др.), кожных высыпаний, а также развивался дисбактериоз кишечника.

В раннем введении соков нет никакой необходимости, их, так же как и остальные виды прикорма, следует включать в рацион не ранее 4 мес.

Перед специалистами, работающими в области педиатрии и детского питания, стоят 3 основные задачи:

  • уделять максимальное внимание поддержке грудного вскармливания и обеспечению полноценной лактации у матерей;
  • добиваться максимальной эффективности искусственного вскармливания (докорма и прикорма), обеспечивающей адекватный рост, развитие и устойчивость детей к действию неблагоприятных внешних факторов;
  • вводить новые продукты таким образом, чтобы не вызвать срыв адаптации, «метаболическую катастрофу», и, как следствие, развитие атопического дерматита.

Сохранение и стимуляция лактации

Естественное вскармливание — физиологическое явление для матери и ребенка, и поэтому случаи истинной нехватки молока (гипогалактии) встречаются редко. Наиболее ответственный момент — становление лактации у матери в первые 3-4 мес после родов. Можно рекомендовать следующие правила, которые необходимо соблюдать для успешного вскармливания:

  • раннее прикладывание ребенка к груди (в родильном зале);
  • желателен режим свободного вскармливания (по требованию ребенка);
  • при введении прикорма или докорма для предупреждения угасания лактации рекомендуется в конце каждого кормления прикладывать ребенка к груди;
  • если молока недостаточно, необходимо чаще прикладывать ребенка к груди. Надо помнить, что для грудного малыша бесценна каждая капля материнского молока. Вместе с тем, частое прикладывание к груди может усилить продукцию молока в грудной железе;
  • следует обеспечить кормящей женщине полноценное сбалансированное питание. Исключение многих продуктов (кисло-молочных, мяса, рыбы, овощей и фруктов, белковой пищи) не оправдано;
  • нужно соблюдать адекватный питьевой режим: кормящая женщина должна выпивать 150-200 мл жидкости за30 мин до кормления и через 20-30 мин после кормления. Пить можно компоты, морсы, соки, чай, чай с молоком, минеральную воду без газа. Нежелательно употреблять сладкую газированную воду, цельное коровье молоко. Из спиртных напитков можно: слабоалкогольное или безалкогольное пиво (до 500,0 мл в сутки), бокал сухого вина или шампанского (без газов);
  • следует обеспечить кормящей женщине душевный комфорт, отсутствие психоэмоциональных стрессов и ятрогенных воздействий (необдуманные высказывания медицинских работников могут существенно уменьшить лактацию);
  • профилактику воспалительных заболеваний молочной железы, для чего желательно периодически (1 раз в 2-3 мес) проверять молоко «на стерильность» — микробиологическую чистоту, т. е. проводить бактериологическое исследование грудного молока и лечебные мероприятия по необходимости;
  • профилактику застойных явлений, для чего рекомендуется полное сцеживание молока при его избытке. Сцеженное молоко также может быть использовано для последующих кормлений;
  • правильную трактовку лактационных кризов, которые могут возникать в любом периоде лактации и сопровождаться кратковременным снижением лактации и появлением у ребенка беспокойства, урежения стула. При адекватных мерах лактация восстанавливается в течение 5-7 дней, т. е. наступает возвращение к обычному режиму лактации, преждевременное же введение докорма может вызвать угнетение лактации;
  • при выявлении инфицированности грудного молока не прекращать грудного вскармливания, а провести лечение, по возможности, без применения антибиотиков;
  • если кормящей женщине назначают антибактериальную терапию по какому-то поводу, следует, во-первых, подобрать антибиотик из специального «разрешенного» списка (ампициллин, пенициллин, оксациллин и др.), во-вторых, назначить ребенку профилактический курс пробиотиков для уменьшения риска развития у него дисбактериоза кишечника. Как показывает наш опыт, в этом случае дисбактериоз от применения антибиотиков ребенку почти не угрожает;
  • необходимо индивидуально решать вопрос о целесообразности применения кормящей женщиной любого медицинского препарата, по возможности, следует избегать их приема.

При тенденции к уменьшению лактации возможно применение таких средств, как млекоин, апилак, апилактин, фемилак, обкладывание груди теплым капустным листом перед кормлением.

Максимальная эффективность искусственного вскармливания

На наш взгляд, существуют три взаимосвязанных критерия адекватности естественного вскармливания.

  • Прибавка в весе ребенка составляет не менее 600 г в среднем за 1 мес (считая от веса при рождении).
  • Интервал между кормлениями составляет не менее 2,5 ч.
  • Количество съедаемого ребенком материнского молока соответствует потребности: 1/5 от реального веса — до 1 мес; 1/6-1/7 от реального веса — до 5-6 мес. Количество съедаемой ребенком пищи можно узнать, проводя контрольное взвешивание, причем не однократное, а в течение суток (а лучше нескольких суток подряд).

Если все перечисленные критерии соответствуют вышеуказанным, то питание ребенка следует признать адекватным, и до 4-5 мес такому ребенку не требуется менять питание (вводить докорм и прикорм). Если имеются отклонения, нужно выяснить, связаны ли они с какими-либо заболеваниями или дисфункциями (в том числе с дисбактериозом кишечника) либо причина в дефиците грудного молока.

Если материнского молока недостаточно для обеспечения адекватного вскармливания ребенка, возникает вопрос о введении докорма. В понятие «докорм» включаются смеси — заменители грудного молока.

Заменители женского молока делятся прежде всего по степени их приближения к составу женского молока на две большие группы: адаптированные и частично адаптированные. Адаптированные заменители в наибольшей степени приближены к женскому молоку по всем параметрам: в них снижено, по сравнению с коровьим молоком, общее содержание белка (до 1,4-1,6 г/100 мл), причем белковый компонент представлен смесью казеина (основного белка коровьего молока) и белков молочной сыворотки (доминирующих в женском молоке) в соотношении 40:60 или 50:50. Это близко к их соотношению в зрелом женском молоке (45:55). Сывороточные белки образуют в желудке под влиянием соляной кислоты значительно более нежный и мелкодисперсный сгусток, чем казеин, что обеспечивает большую площадь соприкосновения с пищеварительными ферментами и, как следствие, более высокую степень переваривания и усвоения.

Основным углеводом в большинстве заменителей женского молока служит лактоза, которая обладает рядом свойств, имеющих важное физиологическое значение для младенцев. Она способствует всасыванию кальция, обладает бифидогенным действием (т. е. способностью поддерживать рост бифидобактерий), снижает рН в толстом кишечнике. Последние два ее свойства обусловлены тем, что большая часть лактозы (до 80%) не всасывается в тонком кишечнике и поступает в толстый кишечник, где служит субстратом для B. bifidum и лактобактерий, под влиянием которых она подвергается сбраживанию с образованием молочной кислоты.

К числу смесей, максимально адаптированных к женскому молоку по всем своим компонентам, относятся: «Нутрилон» («Нутриция», Нидерланды), НАН («Нестле», Швейцария), «Хумана-1» («Хумана», Германия), «ХиПП-1» («ХиПП», Австрия), SMA («Вайт Нутришнл Интерн.», США), «Галия-1» («Данон», Франция), «Сэмпер Бэби-1» («Сэмпер», Швеция), «Фриcолак» («Фризланд», Нидерланды) и др. Очень близки к ним по составу смеси «Бона» и «Пилтти» («Нестле», Финляндия) и «Туттели» («Валио», Финляндия), не содержащие, однако, таурин и карнитин. Особенностью смесей «Симилак» («Эббот Лэбораториз», США) и «Нестожен» («Нестле», Нидерланды) является их белковый компонент: в отличие от всех упомянутых адаптированных смесей,в которых преобладают белки молочной сыворотки, в этих смесях доминирует казеин, на долю которого приходится 80% от общего белка продукта. При этом казеин подвергают специальной обработке, повышающей его усвояемость. Состав необходимых компонентов казеиновых формул также максимально приближен к составу женского молока. Это обстоятельство, а также известные литературные данные о высокой эффективности казеиновых формул в питании детей первого года жизни и в то же время сходстве аминограмм крови детей, получавших оба вида смесей, позволяют относить казеиновые формулы к числу адаптированных смесей, которые могут использоваться в питании детей с первых дней жизни.

Высокое содержание минеральных солей в коровьем молоке, кефире и других неадаптированных цельномолочных продуктах приводит к значительной нагрузке на канальцевый аппарат почек, нарушениям в водно-электролитном балансе, усилению выведения жиров в виде кальциевых солей и др. Это одна из причин, по которым неадаптированные молочные продукты не рекомендуют в нашей стране детям первых 6-8 мес жизни, а в США — и на протяжении всего первого года. Неадаптированные молочные продукты (молоко, кефир и др.) не соответствуют физиологическим особенностям детей первого года жизни и не должны включаться в их рацион до 6-8 мес жизни даже в очень сложных социально-экономических условиях.

Следует подчеркнуть, что ингредиентный и химический составы всех современных заменителей женского молока, соответствующих международным стандартам, достаточно близки между собой. В то же время в практике нередки случаи, когда ребенок дает выраженные аллергические (псевдоаллергические) реакции на одну из современных максимально адаптированных смесей, но хорошо переносит другую смесь того же поколения. Это указывает на необходимость максимальной индивидуализации питания детей и отказа от каких-либо готовых шаблонов и стандартов при назначении ребенку молочных смесей. Критерием здесь могут служить только результаты внимательного наблюдения за ребенком в динамике и оценка переносимости им конкретного продукта, естественно, при условии, что врач имеет четкие представления о его составе.

Расширение питания ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) другими продуктами (прикормом) обусловлены следующими основными факторами:

  • необходимостью дополнительного введения в организм растущего ребенка энергии и ряда пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком (или его заменителями), начиная с определенного этапа развития младенцев (обычно с 4-6 мес), становится недостаточным;
  • целесообразностью тренировки и развития пищеварительной системы детей;
  • необходимостью тренировки и развития жевательного аппарата;
  • целесообразностью стимуляции моторной активности кишечника.

Сбалансированное питание ребенка от 6 мес до 1 г. должно включать:
3/4 от общего суточного объема — белковая пища (грудное молоко, смеси — заменители грудного молока, каши, кисло-молочные продукты);
1/4 от общего суточного объема — клетчатка (овощи, фрукты в виде пюре или в другом виде);
+ 10 мл х возраст (мес) в сутки — сок;
+ 50,0 в сутки — творог;
+ 1/2 желтка 2-3 раза в нед;
+ 50,0 в сутки мяса или рыбы.

Профилактика развития атопического дерматита при введении новых продуктов

Адаптация ребенка к введению новых продуктов во многом осуществляется за счет нормального состава и функционирования кишечной нормофлоры. С учетом того, что основной углевод грудного молока — лактоза — расщепляется при активном участии бифидо- и лактобактерий, их присутствие в достаточном количестве необходимо для адаптации как к грудному молоку, так и к лактозосодержащим искусственным смесям. Присутствие лактозы в детском питании — основа всех обменных процессов, поэтому замена молочных смесей на безлактозные нефизиологична.

Таким образом, дисбактериоз может быть причиной так называемых болезней адаптации, к которым относят и кожную реакцию на введение новых продуктов, возникающую у детей первого года жизни. Эта реакция официально обозначается как атопический дерматит, родители часто используют термин «диатез». В основе появления атопического дерматита на введение докорма или прикорма лежит срыв адаптации. В свою очередь, срыв адаптации, вызванный дисбактериозом или неправильным введением нового питания, приводит к усугублению дисбактериоза, возникает порочный круг. Итогом может быть стойкий дисбактериоз кишечника, развитие глубокого дисбаланса и формирование хронического заболевания, которое может продолжаться на протяжении многих последующих лет.

Атопический дерматит — хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание кожи, проявляющееся интенсивным зудом, симпатергической реакцией кожи, папулезными высыпаниями и выраженной лихенификацией в сочетании с другими признаками атопии.

Среди этиологических факторов, приводящих к развитию атопического дерматита, указывают на сенсибилизацию к пищевым аллергенам, особенно в детском возрасте. Это связано с врожденными и приобретенными нарушениями функций пищеварительного тракта, неправильным вскармливанием, ранним введением в рацион питания высокоаллергенных продуктов, кишечным дисбактериозом, наличием высокого титра УПФ, нарушением цитопрoтективного барьера и т. д., что способствует проникновению антигенов из пищевой кашицы через слизистую оболочку во внутреннюю среду организма и формированию сенсибилизации к пищевым продуктам.

Наибольшее значение пищевая аллергия имеет в развитии атопического дерматита у детей раннего возраста, а причинно-значимыми аллергенами являются белки коровьего молока, яиц, рыбы. Соответственно одним из основных постулатов лечения было исключение огромного числа продуктов из рациона ребенка, что нередко приводило к грубым нарушениям обменных процессов. Этот вопрос активно обсуждался на 1-м Международном симпозиуме Герга Райка (Давос, Швейцария, 1998 г.), где некоторые ученые отмечали отсутствие IgE-антител почти у половины детей с атопическим дерматитом. По нашим данным, уровень IgE при пищевых реакциях у детей первого года жизни повышается достаточно редко. Скорее всего, центральный момент в развитии атопического дерматита — не просто повышение IgE, а нарушенная регуляция этого иммуноглобулина. Снижение синтеза γ-интерферона, блокирующего продукцию IgE, может запускать развитие атопического дерматита. Установлено, что концентрация в крови γ-интерферона ниже у детей из группы риска, у которых на первом году жизни развился атопический дерматит, чем у детей без атопии, хотя уровни IgE у этих детей существенно не отличались.

Значимую роль в патогенезе реакций на питание и атопического дерматита играет состояние ЖКТ. Доказана связь неатопических экзем с инфекционными агентами, в частности со стафилококковой, стрептококковой инфекциями, грибами рода Candida , гемолитической E. сoli и другими представителями УПФ. Исследование, включившее 100 амбулаторных больных, подтвердило распространенность разных видов стафилококков в 88%. В ходе других исследований получены данные о том, что продукты расщепления стафилококкового энтеротоксина и других микроорганизмов высокогомологичны IgЕ-рецептору. Их значимость для кожного воспаления может быть связана с прикреплением микробных энтеротоксинов на В-лимфоцитах, что стимулирует синтез IgЕ, вызывая вторичную гиперсенсибилизацию. Кроме того, продукты жизнедеятельности микроорганизмов — токси-ны — могут накапливаться в организме ребенка. Они нейтрализуются бактериями нормофлоры, а также поджелудочной железой, печенью, вызывая их реактивное воспаление и явления дисбактериоза, что, в свою очередь, снижает качество пищеварения и влияет на расщепление и усвоение жизненно важных питательных веществ.

Очень часто воспалительные высыпания на коже обусловлены нарушением перистальтики кишечника (спастические колиты), которое приводит к выраженным запорам и зачастую является следствием дисбактериоза кишечника. Находясь в кишечнике иногда несколько дней, каловые массы, распадаясь, образуют аммиак, аммиачные кислоты, что тоже вызывает синдром эндотоксемии.

Особо важную роль в развитии и обострении аллергодерматозов играет режим питания. Очень часто врачи при появлении единичных высыпаний на коже исключают из рациона ребенка ценные питательные компоненты, при этом ничем их не заменяя, что приводит к выраженному нарушению всех видов обмена веществ и функционального состояния многих систем организма, для работы которых требуется достаточное количество белков, жиров и углеводов. При этом обострение заболевания часто обусловлено не самим продуктом, а нарушением его расщепления и всасывания. За полноценное расщепление и всасывание продуктов питания отвечает, опять же, нормофлора кишечника.

Сохранение микробиологических нарушений в кишечнике, наряду с такими факторами, как наследственная предрасположенность, нарушения высшей нервной деятельности, вегетативной нервной системы, расстройства деятельности внутренних органов, обменные, нейрогуморальные, нейрососудистые нарушения, нерациональное питание, различные интоксикации, влияние неблагоприятных факторов окружающей среды, становится причиной хронического рецидивирующего течения атопического дерматита.

В связи с вышеизложенным становится очевидной важность профилактики аллергических проблем в раннем детском возрасте, когда ребенок особенно уязвим. В основе такой профилактики лежит правильное введение новых продуктов, позволяющее избежать срыва адаптации и поддержать баланс кишечной нормофлоры.

Следует учитывать основные сроки проведения планового микробиологического исследования фекалий для выявления и коррекции отклонений у детей первого года жизни:

  • к 1,5-2 мес — к этому времени первый этап формирования биоценоза заканчивается;
  • к 4-5 мес — перед началом введения прикорма;
  • после 6 мес (в 7-8 мес) — когда введены многие из продуктов прикорма, начинают прорезываться зубы;
  • после 1 года — контроль.

Кроме того, возможны исследования биоценоза после замены питания, приема антибиотиков, проведенной микробиологической коррекции (не ранее, чем через 2-3 нед).

Правила введения докорма и прикорма

Основной принцип введения любого нового продукта — постепенность; начинать надо с очень маленьких доз новой пищи.

Другой важный принцип вскармливания — стабильность базового питания. Это относится к адаптированным смесям — заменителям грудного молока. Если ребенок получает в качестве докорма адаптированную смесь, ее нежелательно менять на аналогичную, чтобы не перегружать адаптационные возможности ребенка. Докорм вводят постепенно, и, если в течение 7-10 дней не наступает выраженного ухудшения состояния ребенка, смесь менять не нужно. В некоторых случаях, когда ребенок не способен нормально усваивать адаптированные смеси, временно может быть введено лечебное питание («Фрисовом» — при запорах и срыгиваниях; «Ал-110» — при лактазной недостаточности; гипоаллергенные смеси («Хумана-ГА») — при выраженном дерматите и т. д.), которое также нужно вводить максимально постепенно. Мы считаем соевое питание и гидролизаты нефизиологическими продуктами, приводящими к метаболической дисфункции, поэтому не рекомендуем использовать такое питание в качестве докорма, а, по возможности, советуем заменить его на лечебные или адаптированные смеси. Обычно нарушения адаптации связаны с дисбактериозом кишечника, и после его коррекции можно и нужно от лечебного питания постепенно переходить к адаптированной молочной смеси.

Есть основания полагать, что биологическая эволюция человека в последние десятилетия отстает от эволюции окружающей среды. Поэтому большинство детей рождаются с нарушениями адаптации или существенными предпосылками к таким нарушениям (дисбактериоз, который появляется в раннем возрасте у большинства детей). Поэтому вводить новые продукты детям первого года нужно гораздо осторожнее, чем это делалось ранее, для предыдущих поколений. Более осторожное введение докорма или прикорма нисколько не повредит ребенку, никакого недостатка в питательных веществах и витаминах не возникнет. При этом осторожное включение в рацион нового продукта сведет к минимуму риск развития атопического дерматита и других срывов адаптации у ребенка.

Даже если ребенку существенно не хватает грудного молока, постепенность введения докорма оправдана, и риск недоедания потенциально менее опасен, чем риск срыва адаптации. Наш опыт показывает, что дети, которым докорм или прикорм вводился сразу в большом количестве, в большинстве случаев имели более выраженные нарушения биоценоза кишечника, сопровождающиеся функциональной декомпенсацией, в том числе проявлениями атопического дерматита, по сравнению с малышами, которым новое питание вводилось постепенно.

Чем меньше первоначальная доза нового продукта, чем медленнее она увеличивается, тем меньше вероятность возникновения атопического дерматита.

Данное правило можно проиллюстрировать «физкультурным» примером. Для того чтобы не «сорвать» мышцы, а эффективно «накачать», нужно постепенно увеличивать нагрузку. Это относится и к работе поджелудочной железы, иммунной системы и других механизмов адаптации. Нельзя забывать, что у ребенка первых месяцев жизни эти механизмы недоразвиты и нагрузка должна быть адекватной. Таким образом, чем младше ребенок, тем с большей осторожностью ему следует давать любой новый продукт.

Новый продукт желательно вводить в конце кормления, по возможности, смешивая с привычным питанием.

Новые продукты вводят в те кормления, когда в дальнейшем планируется их использовать. Докорм (адаптированная смесь — заменитель грудного молока) можно вводить несколько раз в сутки, а любой вид прикорма вводят только однократно в сутки. В данном случае также может быть полезна «физкультурная» аналогия: во время физической тренировки мышцы сначала «разогревают» и лишь потом дают им нагрузку. Ферментативным системам, кишечнику тоже нужно «разогреться», начать активно работать, переваривая знакомую пищу. Введение нового продукта в конце кормления не застанет врасплох организм ребенка, кроме того, он будет легче привыкать к новым вкусовым ощущениям. Когда количество нового продукта достигнет 30,0-50,0 (при правильном введении — к 7-10-му дню), а ребенок адаптируется к этому продукту, можно начинать давать такой продукт в начале кормления.

После того как ребенок поел привычную пищу, новый продукт нужно капнуть в рот из пипетки, или дать на кончике чайной ложки, или смешать с «последней ложкой» привычной пищи. День за днем порция продукта увеличивается.

Следует вводить не более одного нового продукта за 7-10 дней.

Для адаптации к новому продукту необходимо время: не менее одной недели. Этот процесс идет лучше, когда адаптироваться приходится к одному воздействию. Если на пике адаптации к одному воздействию добавляется еще одно воздействие, также требующее привыкания, то это может привести к срыву. Это относится не только к питанию: нежелательно вводить новые продукты за 3 дня до или через 3 дня после прививок, в первую неделю прорезывания зубов, во время ОРЗ и других острых заболеваний, а также в первые 10-14 дней проведения корригирующих мероприятий по поводу дисбактериоза кишечника. Помимо облегчения адаптации соблюдение этого условия дает информацию об индивидуальной переносимости вводимого нового продукта.

Оценивать течение адаптации и индивидуальную переносимость нового продукта следует по изменениям стула, кожи, поведения и самочувствия ребенка.

Оценить исходное состояние по этим критериям нужно до введения нового продукта. Начиная вводить новый продукт с микродоз, следует следить за изменениями. Если отмечаются ухудшения от исходного состояния (появление или усиление кожных высыпаний; изменения стула: нарушения опорожнения, разжижение, появление слизи или «зелени»; беспокойства или срыгивания) и эти нарушения носят умеренный характер, вводимый продукт не нужно отменять сразу: некоторое время (2-4 дня) можно продолжать давать его, не увеличивая дозу. Таким образом пищеварительные системы могут адаптироваться, что будет проявляться возвращением к исходному состоянию, в этом случае постепенное введение нового продукта можно продолжить. Если проявления срыва адаптации выраженные или после ухудшения не наступает возврата к исходному состоянию, новый продукт отменяют. После отмены продукта, вызвавшего срыв адаптации, некоторое время (до 1 нед) желательно не вводить новых продуктов, а затем следует продолжить введение прикорма. К продукту, который не подошел ребенку, можно вернуться через 3-4 нед, включая его в рацион так же постепенно.

Очень важно соблюдать данные правила при первых попытках ввести новые продукты. В дальнейшем адаптационные возможности ребенка совершенствуются, и новые продукты можно вводить более быстрыми темпами, но, по-прежнему, с осторожностью.

Эти правила могут показаться излишне жесткими, однако, на наш взгляд, осторожность и даже перестраховка при введении новых продуктов ребенку до 1 года не помешает. Не будет большого вреда, если введение прикорма затянется, все равно ребенок получит все необходимые ему для развития компоненты пищи. А риск срыва адаптации с последующим развитием дисбактериоза кишечника и атопического дерматита при неаккуратном введении новых продуктов у детей первого года жизни возрастает многократно.

При введении прикорма желательно отдавать предпочтение готовым продуктам детского питания, адаптированным или частично адаптированным. Привыкание к таким продуктам происходит более гладко, чем к продуктам собственного приготовления. В свою очередь, если уже произошла адаптация к «баночному» питанию, ребенку будет легче приспособиться к другим продуктам. Детское питание не содержит консервантов и вредных добавок, обогащено витаминами и сбалансировано по составу, но приобретать его можно только в специализированных магазинах или отделах детского питания.

В некоторых случаях рекомендации по срокам введения, указанные на упаковке детского питания (особенно это относится к сокам и пюре), не соответствуют физиологическим возможностям ребенка (). Независимо от рекомендаций фирмы — производителя детского питания, нужно помнить, что введение любого прикорма нежелательно до 4-5 мес, а таких продуктов, как творог, мясо, рыба, — до 6-7 мес.

Следует учитывать, что кроме индивидуальной непереносимости каких-то продуктов вкус новой еды может просто не нравиться ребенку. В этом случае он будет плеваться новой пищей или отказываться от нее. Мы считаем, что заставлять ребенка есть насильно неправильно. Можно попытаться сделать так, чтобы ребенку питание понравилось (например, добавить фруктозу) или отказаться от этого продукта (возможно, временно, до тех пор пока ребенок не станет относиться к продукту иначе).

Если отмечается непереносимость какого-то конкретного продукта, можно найти ему замену среди аналогичных. Но если нарушения адаптации сопровождают введение практически любого продукта прикорма или не усваивается целая группа продуктов (например, молочные продукты, в том числе лактозосодержащие смеси), то, скорее всего, дело — не в питании, а во внутренних проблемах, приводящих к дизадаптационному синдрому. Чаще всего, по нашим наблюдениям, такой проблемой является дисбактериоз. Коррекция микроэкологических нарушений приводит к восстановлению нормальной адаптации ребенка к питанию.

А. Л. Соколов
Ю. А. Копанев, кандидат медицинских наук
МНИИЭМ им. Г. Н. Габричевского, Москва

Причины

Замена смеси необходима, если:

  • У ребенка возникла реакция в виде аллергии, запора, срыгивания, поноса.
  • Когда ребенок достиг определенного возраста (детям старше шести месяцев ее меняют).
  • Если приходится применять специальную смесь по медицинским показаниям.

Если организм крохи реагирует на смесь хорошо, менять ее не следует. Это можно понять по тому, что кроха хорошо себя чувствует, нет никаких кожных высыпаний и отсутствуют проблемы со стулом.

Решение о смене может принимать исключительно педиатр. Многие мамочки меняют ее по несколько раз в месяц только потому, что им «показалось, что другая – более современная», при этом вводят ее единоразово. Таким образом они наносят вред организму крохи. Запомните, что новую смесь нужно давать в малом количестве и увеличивать объем нужно постепенно. Только так происходит адаптирование без стрессов для организма ребенка.


Если ребенок чувствует себя хорошо, менять смесь по своей прихоти не следует

  • Не смешивайте старую и новую смесь. Их нужно давать в разных бутылочках.
  • И новую, и старую смесь приготовьте перед кормлением.
  • Следите за состоянием крохи и анализируйте симптомы, описанные выше при неподходящей смеси.
  • Новую смесь желательно вводить в первой половине дня.
  • Разводить ее следует исключительно кипяченой водой в соответствии с инструкцией на упаковке. В идеале это нужно делать непосредственно перед кормлением.
  • Если вам необходимо сделать запас молочной смеси, обязательно поставьте ее в холодильник и храните не более 24 часов.

График

Когда требуется сменить смесь, которой кормят кроху, введение нового продукта должно быть постепенным:

  1. В первый день дается лишь один раз в количестве 10 мл.
  2. На второй день ее дают трижды по 10 мл.
  3. На третий день продукт дается трижды. За одно кормление дают 20 мл.
  4. На четвертый день ее дают малышу 5 раз. На одно кормление дается 50 мл нового продукта.
  5. На пятый день общее количество доводят до 400 мл, разделяя на 4 кормления (на один раз – 100 мл).
  6. На шестой день на каждое кормление дают по 150 мл нового продукта. Общий объем введенной смеси составляет 600 мл и больше.
  7. На седьмой день новой смесью уже можно заменить весь рацион ребенка, поскольку организм к этому времени полностью адаптируется.

Перед вводом лечебной смеси нужно проконсультироваться с педиатром, поскольку в некоторых случаях необходим единоразовый полный переход.

28-03-2009, 22:02

Мы практически с рождения на ИВ, кушали НАН гипераллергенный. Сейчас что-то случилось (нам почти 4 месяца) и эту смесь мы стали кушать очень плохо. Купили на пробу Нутрилон Комфорт. Вроде, ест получше, но зато, на мой взгляд, какать стал жидковато. Хочу попробовать еще какую-нибудь смесь (например, Фрисолак), но вот не знаю, можно ли так часто скакать с одной смеси на другую? Не будет ли это тяжело для малыша? С другой стороны, хочется найти ту смесь, которая оптимально подойдет для ребенка. Как это правильно сделать? Подскажите, пожалуйста!

28-03-2009, 22:07







28-03-2009, 22:18

"скакать" так часто нельзя ни в коем случае! к каждой новой смеси малышу нужно привыкнуть, это не так быстро происходит.
мы на ИВ с роддома, в роддоме кормили нас Наном, но мы плохо вес набирали на нем почему-то.
после Нана ели Нутрилон Комфорт, который якобы помогает от запоров и коликов, по совету педиатра.
нам не помогал ни капли. кроме того, он отвратительный на вкус (горький) и малыш плевался им.
через некоторое время перешли на Нутрилон обычный.
так на нем и остались. и какать стали получше, и с весом все Ок.
отличная смесь, одна из лучших по всевозможным данным и исследованиям.

А как долго ребенок привыкает к смеси?

28-03-2009, 22:22

"скакать" так часто нельзя ни в коем случае! к каждой новой смеси малышу нужно привыкнуть, это не так быстро происходит.
мы на ИВ с роддома, в роддоме кормили нас Наном, но мы плохо вес набирали на нем почему-то.
после Нана ели Нутрилон Комфорт, который якобы помогает от запоров и коликов, по совету педиатра.
нам не помогал ни капли. кроме того, он отвратительный на вкус (горький) и малыш плевался им.
через некоторое время перешли на Нутрилон обычный.
так на нем и остались. и какать стали получше, и с весом все Ок.
отличная смесь, одна из лучших по всевозможным данным и исследованиям.

У нас на обычный нутрилон пошла сыпь. Ели пол года Комфорт. Сейчас пытаюсь перевести на Фрисопеп, потому как все в бляжках.

28-03-2009, 22:28

А как долго ребенок привыкает к смеси?
5-7 дней, мне так говорил наш гастроэнтеролог.

28-03-2009, 22:39

У нас на обычный нутрилон пошла сыпь. Ели пол года Комфорт. Сейчас пытаюсь перевести на Фрисопеп, потому как все в бляжках.

Что такое бляжки?:009:

29-03-2009, 12:43

Мы с первым на Фрисолаке были с 3 недель, все было в порядке (не считая небольших запориков несколько раз), сейчас старшему 1,7 г., едим Фрисолак 3. Младшему 13 дней, купили на докорм Нутрилон, пока не нравится - ощущение, что не поел, а водички просто попил, т.к. проходит полчаса и снова есть хочет:(Думаю перевести на тот же Фрисолак или на НАН.

29-03-2009, 13:36

Нас с роддома посадили на Фрисолак, в 3 недели ребенка обсыпало (сильная аллергия). Потом я за месяц поменяла 3 разных смеси, причем переходили не постепенно, а резко, результат: ребенок срыгивал смесь фонтаном после кормления. Педиатр посоветовал Нутрилон Комфорт, 0,5 года пили его. Аллергия снова стала проявляться и аллерголог перевел нас на Нэнни. Но мне сказала врач, что переходить постепенно в течении недели, сначала дать полпорции новой смеси, докормить старой, на следующий день заменить одно кормлении новой и так дальше. У дочи в этот раз не возникло никаких проблем с переходом со смеси на смесь.

Грудное вскармливание новорожденных - очень ценный дар природы. Специалисты уверяют, что кормить грудью может каждая женщина. Но иногда одного желания мало. Появляются трудности. Если по каким-то причинам женщина не может кормить грудью, к выбору смеси нужно подходить тщательно. Ведь именно от этого зависит здоровье и развитие малыша. Как правильно выбрать смесь? Какие смеси бывают? Как правильно готовить смесь? Поговорим в статье.

Какие важные моменты стоит учесть при переходе на искусственное вскармливание новорожденных детей? Для начала посоветуйтесь с врачом. Он может предложить смеси, максимально приближенные к грудному молоку . Они должны быть качественны и куплены в специальных магазинах или отделах детского питания.

Не покупайте смеси разных марок и по несколько штук. Приобретите одну пачку. Ведь вы не знаете, подойдет ли она малышу. Внимательно изучите состав и срок годности. При переходе на новую смесь, у крохи может наблюдаться запор или жидкий стул. Не стоит переживать. Таким образом, детский организм адаптируется к новой еде.

Не стоит покупать смесь с рук, пусть и по цене значительно ниже магазинной. Даже если у нее будет цела упаковка и нормальный срок годности, нет гарантии, что она хранилась при нужных температурных условиях и допустимой влажности. А значит, может быть испорчена.

Какие смеси для искусственного вскармливания новорожденных существуют

Производители детского питания предлагают широкий выбор разных смесей. Иногда родители теряются, какую выбрать. Каждый ребенок индивидуален. В основном детские смеси делают из высококачественного коровьего или козьего молока. Белок перерабатывают.

1. Адаптированная. Максимально приближенная по составу к маминому молоку. Возможно вскармливание новорожденного с первых дней жизни искусственной смесью с максимальной адаптацией. Малыш быстро привыкает к смеси, так как она питательна, быстро усваивается организмом. В ее основе деминерализованная молочная сыворотка, правильный баланс витаминов, жиров и углеводов. К таким смесям относят, например, «Нан», «Нутрилон», «Хумана 1».

2. Частично адаптированная. Не содержит деминерализованную сыворотку. Частично адаптированная смесь имитирует состав грудного молока. Так же питательна и полезна. Это «Нестожен», «Малютка». Их можно давать с рождения, но это питание чаще вызывает негативные реакции у ребенка, чем указанное выше. Зато по цене дешевле.

3. Неадаптированная. Включает казеин, полезные вещества, такие как, лактоза, аминокислоты, витамины и полунасыщенные жирные кислоты (ПНЖК). В основе необработанное коровье молоко. Рекомендуется давать детям старше шести месяцев.

4. Кисломолочные. Насыщены бифидобактериями. Если стул новорожденного на искусственном вскармливании часто бывает твердым, нерегулярный, есть проблемы с пищеварительным трактом, эти смеси лучший выбор. Мнения врачей относительно того, может ли быть кисломолочная смесь основным питанием ребенка, расходятся. Некоторые советуют давать кисломолочную смесь не чаще 1 раза в день. Другие говорят, что можно кормить детей исключительно ей, ведь это не кефир, а смесь, пусть и с добавлением бифидобактерий.

5. Лечебные. Обладают уникальными свойствами. Они не только питают малыша, но и оказывают лечебную функцию. Младенцам, у которых диагностировали анемию , подойдут смеси с высоким уровнем железа; с нарушением работы ЖКТ - детское питание на основе соевого молока; склонным к аллергии - гипоаллергенные смеси. Лечебное питание назначают детям, родившимся раньше срока. В их составе много витаминов, минералов, белка и протеина.

Смеси продаются в виде сухого порошка и уже готовыми. Популярней первый вариант. Он экономичен и доступен для большинства семей. Приготовить смесь не составит труда. Инструкция есть на упаковке.

Запомните главное, золотое правило: вводить новую смесь нужно постепенно. Сначала 30 мл, на следующий день - 60 мл и т д. Смесь с загустителем предназначена детям, у которых обильное срыгивание. Ее вводят понемногу в каждое кормление. Густоватая консистенция питания не позволяет ее легко выталкивать из желудка.

Почему следует выбирать качественную смесь?

Международные стандарты были разработаны на основе биохимических исследований. Они отвечают за качество заменителей грудного молока. Появление таких смесей - важнейшее технологическое достижение человечества. Раньше детей кормили коровьим молоком, и почти у всех из них были проблемы с почками, кишечником, аллергические реакции. Сейчас же естественное и искусственное вскармливание стоят практически на одной ступени.

Какие особенности у адаптированной смеси? Что в ее составе?

1. Сниженный уровень белка. Избыток агрессивного коровьего белка приводит к негативным реакциям детского организма. Пищеварительная система не может переварить белки из-за недостатка ферментов. Злоупотребления могут привести к аллергическим реакциям, нарушениям обмена веществ, проблемам пищеварительной системы и с набором веса.

2. Белки очень близки по составу к маминому молоку. Такие смеси содержат аминокислоты. Они необходимы для построения клеток.

3. Наличие таурина. Это серосодержащая аминокислота, не входящая в состав белков. Необходим для деток, особенно в первый год жизни. У детей постарше таурин вырабатывается на основе синтеза цистеина и серина. Отвечает за правильную работу мозга, построения клеток, всасывание жиров и других компонентов.

4. Полунасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) отвечают за развитие мозга ребенка. В организме вырабатываются гормоноподобные вещества на основе ПНЖК. Их главная задача заключается в регулировании обменных процессов на клеточном уровне, обеспечении противовоспалительных действий и иммунного ответа.

5. Углеводы. В грудном молоке их значительно больше, чем в коровьем. Основным из них является лактоза (85% от углеводного состава). Она состоит из галактозы и глюкозы, относится к группе дисахаридов. Остальные 15% - олигосахариды. В их состав входит несколько молекул простых сахаров. Их главная задача - поддерживать микрофлору кишечника и оберегать от вредных бактерий. Олигосахариды заменяют на низкомолекулярный полимер глюкозы в смесях. Она нормализует микрофлору кишечника, отвечает за всасывание жиров и поступление их в кровь. Благодаря этому, малыш не чувствует голода.

Как приготовить молочную смесь?

Правильно приготовить смесь умеют не все. Казалось бы, это проще простого. Но иногда возникают нюансы, которые приводят родителей в ступор.

Ни одна, даже самая дорогая, адаптированная смесь не может заменить грудное молоко. Перевод ребенка на смесь должен осуществляться постепенно, если есть на это причины.

Первым делом внимательно изучите инструкцию на упаковке. Обратите внимание на такие моменты.

1. Какая температура воды должна быть.

2. Какие правильные пропорции приготовления смеси.

3. Есть ли мерная ложечка в упаковке.

5. Как долго можно хранить смесь и при каких условиях.

Стерильность - главное условие приготовление смеси. Основная задача родителей - всеми способами оберегать ребенка от микробов, помочь адаптироваться к условиям окружающей среды. Лишние микробы ни к чему. Кишечные инфекции очень опасны для ребенка первого года жизни. Готовить молочную смесь нужно перед каждым кормлением. Для новорожденного обязательно кипятить бутылочку и соску.

Когда все готово, приступим к приготовлению смеси. Определяем нужное соотношение воды и мерных ложек смеси. В бутылочку наливаем кипяченую воду и даем остыть до необходимой температуры. Насыпаем необходимое количество смеси (без горки).

Не используйте другую ложку, а только ту, что идет в комплекте. Закройте бутылочку крышкой и встряхните. Следите за тем, чтобы не было комочков. Слишком активно трясти бутылочку не стоит, чтобы не насытить молочный напиток пузырьками воздуха.

Проверяем температуру. Капаем немного смеси себе на локоть. Если температура нормальная, можно давать крохе.

Важно соблюдать правильное соотношение воды и смеси. Некоторые мамочки, в целях насытить ребенка, добавляют больше мерных ложек в воду. Этого делать не нужно. Первые три месяца малыш и так страдает коликами .

Готовьте ровно столько смеси, сколько съест ваш ребенок. Не храните недопитую смесь и не добавляйте к ней новую порцию. Чем дольше хранится смесь, тем выше риск размножения в ней бактерий. Если вы собираетесь в дорогу, возьмите с собой термос с кипяченной горячей водой. Она понадобится для приготовления свежей смеси для крохи.

Не следует превышать нормы кормления новорожденных на искусственном вскармливании, которые вам озвучил педиатр. Обычно они же написаны на упаковке смеси. Если ваш ребенок после кормления рекомендованной дозировкой испытывает желание еще сосать бутылочку, то это не сигнал для того, чтобы предложить еще смеси. Вероятнее всего, сигнал о насыщении из его желудка еще не успел дойти до мозга. Дайте малышу пустышку, если он ее сосет. А в дальнейшем не старайтесь побыстрее накормить ребенка. Пусть он сосет медленно. Для этого приобретите соску для бутылочки «медленный поток». Кстати, маленькое отверстие в соске защитит ребенка от проглатывании большого количества воздуха, а значит, от кишечных колик, отрыжки и икоты.

Давайте ребенку смесь температурой 36-38 градусов, как температура тела. Так она будет усваиваться лучше.

Нужно ли давать воду при искусственном вскармливании

Дополнительная жидкость необходима детям, получающим в качестве основного питания детскую смесь. В каком объеме и как правильно допаивать грудничков? Сначала нужно определиться с тем, что вы будете давать пить. Есть несколько вариантов, какую воду давать новорожденному , и их можно между собой комбинировать:

  • специальная детская водичка;
  • кипяченая вода;
  • чистая родниковая вода, из артезианской скважины;
  • настой из плодов фенхеля или другой детский «чай» (обычно рекомендуется при коликах);
  • настой или отвар из изюма, чернослива, кураги (с их помощью в том числе лечатся запоры у новорожденных при искусственном вскармливании).

Что касается количества, то ориентируйтесь на следующие расчеты: 30 грамм воды, умноженные на 1 кг веса ребенка. То есть ребенку, весящему 7 кг, нужно около 210 граммов жидкости в сутки. Но то, сколько воды давать новорожденному на ИВ, это очень усредненные рекомендации. Детям, у которых повышена температура тела, нужно больше жидкости. А малыш, находящийся во влажном помещении с комфортной температурой воздуха, будет выпивать меньше. Это все не должно вас беспокоить.

Если допаивание при искусственном кормлении осуществляется недостаточно, у ребенка наверняка возникнут проблемы со стулом. Обычно, буквально пытаясь впихнуть жидкость в ребенка, родители прибегают к хитростям. Например, начинают ее подслащивать. В принципе, это не вредно. Если делается умеренно. Однако многие дети после таких десертов в дальнейшем плохо пьют обычную воду. Полезнее в данном случае пытаться поить ребенка со шприца без иголки, если он не пьет воду из бутылки, заливать водичку за щеку. Или давать из ложечки.

Первый прикорм при искусственном вскармливании

Раньше считалось, что дети, питающиеся смесями, должны начинать получать дополнительное питание в виде фруктовых соков уже с 4-х месячного возраста. Сейчас, когда в магазинах продается множество адаптированных смесей по доступным ценам, введение такого раннего прикорма вовсе не обязательно.

То есть, искусственникам рекомендуется начинать прикорм в таком же возрасте, как и деткам, питающимся маминым молочком, в 6 месяцев. И не с фруктовых соков или фруктовых пюре, а с овощных пюре или безмолочных каш. Этот прикорм дается в 6-7 месяцев. В 8 месяцев наступает время мяса. После - творога, рыбы и кефира.

Основные продукты, которые должны быть введены в рацион ребенка к возрасту 1 года:

  • овощи;
  • фрукты;
  • каши;
  • мясо;
  • кисломолочное (кефир, творог - если у ребенка нет на них аллергической реакции).

Яичный желток и рыба - если ребенок хорошо их переносит.

Введение прикорма при искусственном вскармливании можно осуществлять в соответствии с таблицей на нашем сайте.

Таблица . Схема введения прикорма при искусственном вскармливании детей от 0 до года по месяцам.


Наименование продуктов и блюд прикорма Возраст ребенка, месяцев
0-1 1 2 3 4 5 6 7 8 9-12
Адаптированная молочная смесь или "последующие" молочные смеси, мл 700-800 800-900 800-900 800-900 700 400 300-400 350 200-400 200-400
Фруктовые соки, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Фруктовое пюре, г 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Творог, г 40 40 40 40 40-50
Желток, шт 0,25 0,5 0,5 0,5
Овощное пюре, г 10-100 150 150 170 180 180-200
Молочная каша, г 50-100 150 170 180 180-200
Мясное пюре, г 5-30 50 50 60-70
Рыбное пюре, г 5-30 30-60
Кефир и другие кисломолочные продукты или "последующие" смеси, мл 200 200-400 200-400
Хлеб (пшеничный, высшего качества), г 5 5 10
Сухари, печенье, г 3-5 5 5 10-15
Растительное масло (подсолнечное, кукурузное) 1-3 3 3 5 5 6
Сливочное масло 1-4 4 4 5 6
Цельное молоко 100 200 200 200 200 200

Мамам, которые кормят ребенка грудью, необходимо тщательно планировать свой рацион, чтобы малыш рос здоровым и крепким. Вместе с молоком он получает витамины, полезные бактерии - все, что так нужно новорожденному. Любые изменения питания могут привести к аллергической реакции, расстройству пищеварения, запорам, коликам.

По-другому обстоит дело с теми крохами, которые вынуждены довольствоваться молочной смесью. Искусственное вскармливание проводится по рекомендации врача, именно педиатр может посоветовать смену продукта, а также конкретного производителя, выпускающего качественный товар.

Лучше всего доверить подбор молочной смеси ведущему педиатру, который осведомлен об особенностях организма конкретного ребенка

Когда нужно заменить смесь?

Нередко мамы ищут другую смесь из финансовых соображений - недорогой аналог. В этом случае стоит посоветоваться со специалистами. Педиатр накопил богатый опыт за годы своей работы, он точно знает, какая смесь отвечает требованиям безопасности, но при этом не бьет вам по карману (рекомендуем прочитать: ). Сегодня на рынке можно найти самую разную продукцию отечественных и зарубежных производителей – альтернатива есть всегда.

Понять, подходит ли смесь ребенку или нужно перейти на особое кормление, помогут симптомы. Определить, что продукт плохо усваивается, довольно просто - у малыша наблюдается:

  • развитие анемии;
  • нарушения стула в течение долгого срока;
  • аллергические реакции;
  • частые вздутия животика;
  • ребенок подрос – нужен плановый переход.


Если после приема смеси малыш начинает срыгивать, наблюдается вздутие животика или нарушения стула - скорее всего, данный тип питания не подходит

Покупка смеси с учетом особенностей организма

Огромный выбор смесей на полках магазинов позволяет правильно поменять ее с учетом всех особенностей детского организма. Например, для малышей с частой отрыжкой предлагаются смеси с камедью, которые успокоят микрофлору желудка. Когда ребенок не переносит лактозу, приобретают специальное детское питание без нее, а при аллергии на белок подходит смесь с соевыми ингредиентами. Особую смесь нужно давать и при анемии, педиатры рекомендуют питание с высоким содержанием железа.

Чаще всего переходить на специальное питание приходится при признаках дисбактериоза. Искусственные продукты не обогащены бактериями для желудка, поэтому классическая смесь не подходит для детей с проблемами пищеварения - им нужно вводить в рацион пробиотики, но только с разрешения педиатра.

Если малыш страдает от аллергии на коровье молоко, ему дают смесь с козьим или соевым молоком (подробнее в статье: ). Нередко используется белок, полученный в результате гидролиза. Полезные элементы сохраняются, а вреда для организма нет. Как бы там ни было, детское питание нужно покупать только после консультации с врачом.

Как поменять смесь ребенку: основные принципы

Переводить ребенка на другую смесь необходимо не спонтанно. Вы должны следовать рекомендациям:

  1. Действуйте постепенно, не стоит резко отменять старый рацион, так как в желудке возникнет сбой, нарушится стул, что приведет к диарее и обезвоживанию. Плавность очень важна, если вы хотите давать смесь иного производителя.
  2. Постепенная замена происходит не только в случае с разными марками и составами; когда вы меняете рацион, который не подходит по возрасту подросшему ребенку, делайте это плавно. Одной-двух недель бывает вполне достаточно.
  3. Если вы хотите поменять марку, разводите продукт в разных емкостях. В одно кормление давайте бутылочки по очереди: сначала новый, а потом старый состав. Сменить питание по возрасту проще: порошки можно смешивать в одной бутылочке.
  4. Переход по возрасту на новое питание требует плавного увеличения рациона. Каждые пару дней вы добавляете ложечку нового порошка вместо старого – дозировка постепенно увеличивается.

Чтобы ввести новую смесь по возрасту, понадобится некоторое время смешивать ее с привычной и постепенно менять пропорции

Схема перехода с одной смеси на другую

Как же должен происходить переход? Если меняется марка детского питания, то вам потребуется две бутылочки. Раз в двое суток нужно менять рацион, увеличивая объем новой смеси и снижая объем старой. Например, когда малыш съедает 180 мл смеси, вы можете спланировать рацион следующим образом:

  • первые-вторые сутки – 30 мл воды + 1 чайная ложка новой смеси / 150 мл воды + 5 ложек старой;
  • 3-4 сутки – 60 мл воды + 2 ложки / 120 мл + 4 ложки;
  • 4-6 сутки – по 3 ложки и 90 мл воды в каждую бутылочку;
  • 7-8 стуки – 120 мл воды + 4 ложки / 60 мл + 2 ложки;
  • 9-10 – 160 мл воды + 5 ложек / 30 мл + 1 ложка;
  • 11-12 день – смесь полностью заменяется.

Смена питания по возрасту происходит аналогичным образом, только теперь порошки можно смешивать между собой. Примерный рацион выглядит следующим образом:

  • первые-вторые сутки – 1 ложка свежего порошка + 5 ложек старого;
  • 3-4 сутки – 2 ложки свежего + 4 – старого;
  • 4-6 сутки – по 3 ложки каждого вида;
  • 7-8 сутки – 4 ложки свежего + 2 – старого;
  • 9-10 сутки – 5 ложек свежего + 1 – старого;
  • 11-12 сутки – полный переход.

Узнать заранее, как организм отреагирует, невозможно, но если малыш нормально воспринял замену, можно немного сократить сроки. Просто добавляйте новый объем ежедневно.



Узнать реакцию организма на новую смесь можно только после ее приема ребенком - нужно внимательно наблюдать за изменениями в пищеварении

Трудности при смене рациона

Перевод на новое кормление растянут специально - детскому организму требуется время, чтобы привыкнуть к необычному питанию. Желудок должен адаптироваться и нормально переваривать смеси. Разумная осторожность никогда не будет лишней, особенно если дело касается малыша - нередко организм начинает негативно реагировать. У ребенка появляются такие симптомы:

  1. вздутия;
  2. колики;
  3. диарея.

Если признаки расстройства продолжаются более 3 дней, состояние крохи постоянно ухудшается, грудничок становится беспокойным, обратитесь к детскому врачу. Возможно, выбранная смесь вам не подошла и нужно ее заменить другим продуктом.


Если неприятные симптомы кишечных расстройств и кожных высыпаний не проходят, малыша нужно показать врачу
  1. Чтобы переход прошел удачно, как и было запланировано, составьте таблицу с графиком перехода, где будут отражаться объемы, дни и реакции детского организма на изменения. Врач сможет понять, подходит ли рацион ребенку.
  2. Разводить порошок нужно так, как указывает производитель в инструкции. Если малыш не может наесться, просто увеличьте количество смеси на 30 мл. Категорически запрещено оставлять прежний объем воды и добавлять больше порошка.
  3. Переход, как утверждает доктор Комаровский, всегда является стрессом для организма. Колики будут частой проблемой малыша, поэтому постарайтесь облегчить его состояние, делая массажи, прижимая к себе, согревая теплом своего тела – ребенок чувствует материнскую любовь, даже если вы кормите его искусственным способом (рекомендуем прочитать: ).