Тематическая неделя космоса в старшей группе. Комплексно-тематическое планирование на неделю в старшей-подготовительной группе на тему: "Космос"

Марина Яковлева

«Юрий Гагарин» В. Степанов

В космической ракете

С название «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель :

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Аркадий Хайт "Планеты

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас :

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Комплексно-тематическое планирование по теме "Космос "


Познавательное развитие

Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях. Познакомить детей с понятием “планета” , со строением Солнечной системы. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства , о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю . А. Гагариным. Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете .

НОД «Земля – наш дом во вселенной» Скоролупова с. 12

ФЭМП : «Большое космическое путешествие » Скоролупова с. 26 Беседы «Зачем нужно изучать космос , «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты » , «Планеты и звезды » , «Какие бывают космические корабли » , «Солнце - источник жизни на Земле» .

Экспериментальная деятельность : решение проблемной ситуации «Зачем космонавту скафандр ;

Опыт с электрической лампочкой. Опыт «почему день сменяется ночью?» ,

И/у «Волшебные фигуры» (геометрические фигуры) «Где спрятался инопланетянин » , «Посчитай марсиан» , «Построй ракету» блоки Дьеныша, палочки Кюизенера «Выложи ракету, инопланетянина »

«Что спрятано на картинке?» (Наложенные картинки) «Найди отличия»

лото, палочки Кюизенера (ракета, «Сложи узор»


Конструирование. «Наш космический корабль » (из бросового материала) Скоролупова с. 36

Просмотр мультфильмов :«Тайна третьей планеты »

Речевое развитие

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. Осуществлять словарную работу, Активизировать речь детей словами : космодром , космонавт , скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по мнемотаблицам . Развивать память, мышление, воображение. Развивать диалогическое общение, умение слушать, высказываться, задавать вопросы.

НОД «Ракета летит к звездам Скоролупова с 20 Активизация словаря (глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства) Развитие фонематического слуха, развитие наавков слогового чтения. Развитие навыков творческого рассказывания, умения придерживаться избранной линии в творческом рассказывании. Творческие рассказы : «Как Незнайка в космос летал » Беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе . ««Мы космонавты » Разрешение проблемных ситуаций : Что бы вы сделали, если бы увидели. Составление и отгадывание загадок о звёздах и планетах , беседа о Ю. А. Гагарине, общение на темы «Как готовят космонавтов к полёту » , «Жизнь на орбите» . Д. и. «Назови ласково» , «Какой? Какая? Какое?» , «Где какой?» , «Посчитай» , «Скажи наоборот» , Дидактические упражнения «Потому что…» и «Составление рассказа» («Наш космический корабль отправляется в полёт, потому что…», «На космическом корабле объявлена тревога, потому что…» , «Космический корабль совершил посадку на неизвестной планете , потому что…»: Мнемотаблицы : В. Степанов «Космонавт » , Аркадий Хайт "Планеты ", В. Степанов " Юрий Гагарин" «Наш дом земля»

Социально-коммуникативное развитие

Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка : коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом. Развивать самостоятельность в организации театр. игр. Дид. игры «Подбери правильную одежду для космонавта » , «Что ближе, что дальше?» (Определять расстояние между планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.); «Звездный путь» , «Узнай по силуэту» , «Собери созвездие» , «Звездное небо» , «Наблюдатели» , «Звезды» , «Роботы в космосе » , «Планеты » , Складывание созвездий из мозаики.

Конструктивные игры :

Из деревянного конструктора «Космодром »

Из пластмассового конструктора «Космический корабль »

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на Луну» , «Будущие космонавты » , «Космический зоопарк » , «Исследование новой планеты » , «Космические спасатели » , «Приготовление космического обеда » , «Поликлиника для космонавтов » . (Скоролупова «Большое космическое путешествие )



Безопасность Обобщить представления детей о планете Земля , об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её .Беседа о том, какими качествами должен обладать космонавт Беседы «Поможем жителям грустной планеты » , «Что случится с нашей планетой , если…» Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина)

Воспитывать потребность трудиться. Закреплять умения готовить материалы и пособия,

дежурство по столовой, в уголке природы «Приведи в порядок свою планету » , ручной труд «Ракеты – луноходы - корабли» , самообслуживание «Космонавт всегда в порядке » .

Физическое развитие Пензулаева 13-15 Повторить игровое упражнение в ходьбе и беге,

Упражнять на равновесие, в прыжках, с мячом. 15* - повторить игровое упражнение с бегом,

Игровые задания с мячом, с прыжками.

Пальчиковая гимнастика Луноход», «1,2,3,4,5 – начинаем мы взлетать» , «В космосе сквозь толщу лет ледяной летит объект»

физминутка «Космический спортзал » , «В небе ясном солнце светит» , «Собираемся в полет? «Ракета»

Спортивное развлечение «Отряд юных космонавтов » («Раз, два, мы – на старте» , «Подготовка к полёту» , «Кто сильнее» , «Перетягивание каната» , «Кто быстрее?» , «Самые ловкие» и т. д.)»

Здоровье Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам . Беседы «Что делает космонавт , чтобы быть здоровым» «Кого принимают в космонавты


Художественно- эстетическое развитие

Лепка «Веселые инопланетяне » Скоролупова с. 48 Развивать творческую фантазию, умение лепить по представлению, воплощать свой замысел в лепке, развивать навыки работы с пластилином, приемы раскатывания, растягивания, расплющивания, примазывания. Развивать навыки творческого рассказывания.

Рисование и аппликация «Звездный коллаж» Скоролупова с. 45 Рисование «Лунный пейзаж» Скоролупова с. 42 З Аппликации из цветной бумаги,ткани и фольги «Звезды и кометы» .

Составление созвездий с использованием звездной карты Книга Лыковой ««Лепим космос » «Чик – ракета, чик – комета. Космическая аппликация »



Чтение художественной литературы

Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;

Совершенствовать навыки построения рассуждений; Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы; Развивать чувство юмора, творческое изображение

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. Я. Аким «Есть одна планета сад » , «Ю. Гагарин» , Ю. Яковлев «Спутник» , Р. Алдонина «Сатурн» , М. Бул «Солнце» , «Почему солнце всходит и заходит» , Г. Бойко «Считалка» , В. Бороздин. Первый в космосе . Драгунский «И мы» Холин «Я тоже к звездам полечу» , По Яковлеву «Трое в космосе » , К. Скот «Космос » В. Степанов. Юрий Гагарин. Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом » , Г. Черненко «Как человек полетел в космос » , албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили» , миф «Дидал и Икар»

Взаимодействие с родителями : Конкурс совместной поделки детей и родителей "Инопланетяне " (природный или бросовый материала. Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом »


Планирование тематического дня в подготовительной группе по теме "Космос"

Описание материала: Такое планирование тематического дня с детьми подготовительной группы, станет неотъемлемой помощью воспитателям в расширении знаний детей о космосе.
Данное планирование поможет расширить и уточнить знания детей о космосе, о планетах, об удивительной и интересной работе космонавтов, о звёздах и метиоритах.
В данном планировании имеются сокращения и расшифровка
"П" - Познание
"К"- Коммуникация
"Б"- Безопасность
"С"- Социализация
"ФК"- Физическая культура
"ХТ"-Художественное творчество
"Т"-Труд
"З"-Здоровье
"Ч"-Чтение
11.04.2014.,пятница

Утро Дидактическая игра «На земле и в космосе». Закрепить знания детей о космосе (космических телах и планетах), обогащать словарный запас, активизировать соответствующие понятия. (П, К).

Утренняя гимнастика, комплекс №1

Индивидуальная работа: по художественному творчеству (рисованию) с Димой.Р, Анжеликой.И. Учить аккуратно раскрашивать раскраски, использовать для этого разнообразный материал (фломастеры, цветные карандаши, цветные восковые мелки). (ХТ).
Рассматривание книг, альбомов, открыток о космосе. Познакомить детей с трудовыми операциями, осуществляемыми космонавтами, об удивительных открытиях. (П,Т).
Игры со строительным материалом: «Строим космическую станцию». Упражнять детей в конструировании из строительного материала. Анализировать постройки, развивать творческую активность. (С).
1. Название НОД: Речевое развитие.

План-схема НОД:

просмотр мультимедийной презентации «Космос». Составление предложений со словом «Космос». Игра «Хорошо-плохо». Мультимедийная презентация «Что лишнее?». Физминутка в форме пантомимической игры «На неизведанной планете». Составление рассказов о неизведанной планете. Графические рисунки о неизведанной планете.
Источник НОД: конспект.
1.Название НОД: Речевое развитие.
Тема НОД: Составление фантазийного рассказа о неизведанной планете.
Цель НОД: закрепить знания детей о космосе; продолжать учить детей составлять рассказ о неизведанной планете с опорой на мнемотаблицу. Учить детей составлять простые, сложные предложения, высказывать свои суждения. Развивать познавательную активность, воображение и фантазию. Воспитывать интерес к познанию, чувство уважения к профессии космонавтов.

План-схема НОД

: просмотр мультимедийной презентации «Космос». Составление предложений со словом «Космос». Игра «Хорошо-плохо». Мультимедийная презентация «Что лишнее?». Физминутка в форме пантомимической игры «На неизведанной планете». Составление рассказов о неизведанной планете. Графические рисунки о неизведанной планете.

Источник НОД: конспект.

Интеграция образовательных областей в НОД: П,Ч,З.
2.Название НОД: Мир музыки 11.30-12.00.
Тема НОД: Слушание: «Песня жаворонка» М.Глинки.
Пение: «Алёша» муз. Д.Тухманова, «Победный марш». Никоновой, музыка и движение: «Маленькая страна» И.Николаева.
Цель НОД: продолжать учить детей выполнять приставной шаг, понимать смену настроения музыки, передавать в движении музыкально-ритмичный рисунок.
Источник НОД: по плану музыкального руководителя.
Интеграция образовательных областей в НОД: К,С,ФК, Ч.

Прогулка 1

Наблюдение: признаки весны. Чтение стихов о весне; учить детей выявлять признаки пробуждения растений. (П,К).

Подвижная игра

«Цветная комета». Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, быстроту реакции. С помощью считалки выбрать ловишку. (ФК).
Упражнение «Невесомость». Упражнять детей в выполнении различных действий в условиях воображаемой невесомости. Развивать творчество в двигательной деятельности, фантазию. (ФК).
Опыты с водой. Пополнить знания детей о воде. Доставить радость и удовольствие. (П).
Трудовые поручения: уборка участка. Учить детей трудиться сообща, оценить результаты работы, радоваться за хорошо выполненную работу, принесённую пользу. (Т).
Самостоятельная двигательная детей: Игры с парашутиками, с космическими стрелами, рисование цветными мелки на асфальте космических тел. Развивать игровую деятельность, формировать взаимодействия со сверстниками. (С).
Вторая половина дня Сюжетно-ролевая игра «Космонавты». Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребёнку возможность проявить себя в процессе игры. (С).
Дидактическая игра «Собери картинки». (Космическая тематика). Учить детей создавать из частей целое, выявлять победителей в игре. (П).
Познавательный рассказ «Исследование атмосферы». Познакомить детей с понятием «атмосфера», рассказать о её свойствах, защитной функции, об исследованиях атмосферы. (П).

Прогулка 2

Наблюдения в природе: облака. Предложить детям описать облака. Рассказать, что видят космонавты из космоса, как определяют погоду. (П).
Игровое упражнение «Ракеты на старт». Упражнять детей в выполнении метания на дальность, учить соблюдать правила безопасности. Развивать подвижность суставов рук, координацию движений. (ФК,Б).
Индивидуальная работа по речевому развитию с Машей С., Артёмом Г. Дидактическая игра «Что можно взять в космос» . Организовать соревнование на самый оригинальный вопрос и ответ. Развивать воображение. (П,К).

Самостоятельная игровая деятельность детей

Игры с мячами, скакалками. Развивать спортивные качества, играть дружно, без ссор. (С).
Взаимодействие с семьёй Предложить родителям вместе с детьми вылепить из пластилина космонавтов, ракет для пополнения объёмной работы «Космос».

Галина Игушева
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме «День космонавтики»

Тема: «День космонавтики»

Цель : Закрепление и обобщение знаний о космосе, освоении космоса людьми.

Итоговое мероприятие : Спортивный праздник "День космонавтики".

Составитель : Игушева Г. Р.

Понедельник –0 9.04

Утро:

Утренняя гимнастика.

Рассматривание фото космонавтов: "Вид с космоса" .

Проблемная ситуация "Кто может быть космонавтом?"

Хороводная игра "Веснянка"

Повторить стих с Максимом, Ирой, Сашей. А. Плещеева "Весна".

Ситуативный разговор о воде, о тщательном мытье рук.

Дежурство в уголке природы, по столовой.

1. Коммуникативная деятельность. Развитие речи. Составление рассказов по картине или сочинение рассказа на тему:"Космические истории".

2. Коммуникативная деятельность. Коми язык.

3. Двигательная деятельность. "Подготовка к полёту в космос".

Прогулка :

Наблюдения за деревьями. Уточнить знания об особенностях внешнего вида. Дид. игра «Найди дерево по картинке".

П/и «Мы веселые ребята», "Ноги от земли".

Инд. работа:упражнять Ваню, Илью, Полину в подбрасывании мяча разными способами.

Вынести для труда мешки и перчатки (сбор мусора, веток)- чистая планета Земля.

Вечер :

Кружки по интересам.

Инд. работа с Катей, Оксаной, Артёмом по экологии: растения леса. Разложить по этажам.

Чтение стихов о космических ракетах разных поэтов.

Рассматривание иллюстраций с изображением ракет.

Внесение настольно-печатной игры-лабиринта "Помоги космонавту долететь до марса", познав. литера-туры "Космос".

Предложить схемы для построения космических ракет из стройматериа-ла.

Прогулка.

П/и «Ловишки», самостоятельная деятельность детей. Игры-эксперименты со льдом (свойства льда; попробо-вать сломать). Наблюдение за погодой.

Поговорить с родителями об организации экскурсии в планетарий.

Попросить родителей сделать шлемы для космонавтов.

С физ. руководителем составить комплекс утренней гимнастики.

Вторник – 10.04

Утро:

Утренняя гимнастика.

Ситуативный разговор о пользе воды, о том, как ее надо использовать и беречь.

"Звёздное небо"- рассматривание иллюстраций, беседа, загадки. Закрепить представления о звёздах.

Инд. работа по аппликации с Кариной, Сашей, Владом. Закрепить приём симметричного вырезывания-"Ракета".

Дежурства.

Самостоятельные игры детей.

Внесение картинок с изображением созвездий (знаки зодиака).

Предложить игру "Зоологическое лото"(классификация животных, населяющих планету Земля).

Непосредственно образовательная деятельность

1. Познавательная деятельность. РЭМП: 1. Обратный счёт. 2. Научить составлять арифметические задачи на сложение, выделять части. 3. Закрепить весенние месяцы.

2. Музыкальная деятельность.

3. Познавательная деятельность. Краеведение.

Прогулка:

Наблюдение за птицами. Игра "Назови зимующих птиц". Обратить внимание на повадки. Найти сходство и отличие между птицами и самолётом и ракетой.

П/и «Эстафета с мячом».

Инд. работа по развитию движений с Ирой, Сашей О., Максимом К. : лазание по гимнастической лесенке.

Самостоятельная деятельность на прогулке.

С. -р. игра "Полёт на луну".

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение рассказа С. Баруздина "Первый человек в космосе".

Инд. работа по развитию речи с Алёной, Ильёй Н., Славой. Подбор родственных слов к слову "звезда" и составить предложения.

Рассматривание иллюстраций и беседа на тему:"Первые животные и растения в космосе".

Игра "Сложи ракету из геометрических фигур".

Самостоятельная деятельность детей в центрах творчества, книги.

Внесение иллюстраций, фото с изображением Ю. А. Гагарина и первой женщины-космонавта В. Терешковой.

Прогулка.

Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. Наблюдения за погодой, сравнить утреннюю и вечернюю погоду. П/и «Ловишки цепочкой»

Поместить в род. уголок папку-передвижку "Развитие познавательных интересов у дошкольников"

Выставка литературы для чтения детям на тему: "Космос".

Подбор муз. руководителем репертуара на тему: "Космос".

Предложить вырезать звёзды разного цвета вместе с детьми.

Среда – 11.04

Утро:

Утренняя гимнастика.

Наблюдения за комнатными растениями (как определить, какие растения нуждаются в поливе). Труд: полить комнатные растения.

С Катей, Яной, Светой М. закрепить названия комнатных растений.

Проблемная ситуация: зачем космонавту скафандр? Рассматривание картинок.

Игра "Назови слова". (связанные с космосом).

Самостоятельные игры в строительном центре.

Внесение детской энциклопедии "Космос".

Непосредственно образовательная деятельность

1. Коммуникативная деятельность. Обучение грамоте. Звук, буква "Ч".

2. Продуктивная деятельность. Ручной труд: "Ракета" (оригами).

3. Двигательная деятельность. "Раз, два, мы - на старте".

Прогулка:

Наблюдения за небом. Зависимость вида неба от погоды. Цвет неба.

П/и «Хитрая лиса». Эстафета "Иллюминатор"(Обежать круг и посмотреть в иллюминатор-круг).

Инд. работа с Максимом К., Родионом, Димой на закрепление состава числа 9 из двух меньших (с веточками).

Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу, вежливо обращаться с просьбой и благодарить.

Самостоятельная деятельность на прогулке.

Экспериментирование со снегом. Где быстрее растает: в тени или на солнце?

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение и беседа по произведению Р. Андониной "О звёздах и планетах".

Инд. работа по РЕМП с Полиной, Владом, Ильёй Т. Закрепить дни недели. Игра "Что зачем".

Создание макета "Солнечная система": вырезать 9 орбит и раскрасить в синий цвет.

Игра "Кто быстрее соберёт звёзды".

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Рассматривание иллюстраций о планетах.

Прогулка.

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору. Напомнить о дружелюбном отношении друг к другу. П/и «Выше ноги от земли». Наблюдения за погодой.

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами.

Предложить подборку стихов о космосе для заучивания с детьми.

Предложить семье Дорохиных выучить по ролям стихотворение Е. Пономаренко "Хочу быть космонавтом". (для инсценировки).

Четверг – 12.04

Утро:

Утренняя гимнастика.

Продолжить работу по созданию макета "Солнечная система": вырезать и раскрасить планеты.

Игра "Здоровый космонавт" (подбор картинок на тему "береги своё здоровье").

Заучивание считалки о планетах.

Вспомнить с детьми потешки о воде. Прививать навыки следить за чистотой рук.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Непосредственно образовательная деятельность

1. Познавательно-исследовательская деятельность. Экспериментирование: "невесомость", "взлёт ракеты", "магнетизм Земли".

2. Продуктивная деятельность. Рисование "Этот загадочный космос".

3. Музыкальная деятельность.

Прогулка:

Наблюдение за погодой. Отметить изменения. Вспомнить приметы.

П/и «Кто быстрее до флажка?», "Кольца Сатурна" (передача обруча, продевая через себя).

Предложить из веточек сложить ракету.

Загадывание и отгадывание загадок о космосе.

Самостоятельная деятельность на прогулке:

Сюжетные игры по выбору детей.

Трудовые поручения.

Предложить мячи для игр.

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Кружки по интересам.

Викторина "Знатоки космоса".

Инсценировка стихотворения Е. Пономаренко "Хочу быть космонавтом".

Игра "Созвездие" (выкладывание из звёздочек созвездие).

Самостоятельная деятельность:

Предложить трафареты для продуктивной деятельности на тему "Космос".

Предложить настольные игры по обучению грамоте.

Прогулка.

Наблюдения за облаками (форма, цвет, как движутся, почему)

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору.

Игра "Ракеты" (кто быстрее долетит до планеты-круга).

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Индивидуальное консультирование по запросам.

Пригласить родителей на спортивный праздник "День космонавтики".

Пятница – 13.04

Утро:

Утренняя гимнастика.

Игра "Подскажи словечко".

Беседа о труде людей, связанных с космосом.

Чтение рассказа П. Клушанцева "О чём рассказал телескоп".

Разговор с детьми о культуре поведения во время приема пищи.

Дежурства.

Самостоятельная деятельность:

Предложить настольные игры по РЭМП.

Непосредственно образовательная деятельность

1. Познавательная деятельность. Экология: "Экосистема луг".

2. Продуктивная деятельность. Аппликация: "Ракета в космосе".

3. Двигательная деятельность на улице.

Прогулка:

Наблюдения за пролетающими самолётами. Установить сходство и различия между самолётом и ракетой.

П/и «Ракеты", "Ловля оленей".

Инд. работа по развитию речи. Игра "Цепочка слов" с Антоном, Викой, Ваней И., Егором, Вовой, Никитой, Артёмом, Максимом К.

Разговор с детьми об уважительном отношении к старшим.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке, игры по выбору. Обратить внимание на взаимоотношения детей, на выход из конфликтных ситуаций.

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Кружки по интересам.

Спортивный праздник "День космонавтики".

Ручной труд: "Космонавт" (оригами).

Чтение стихотворений о космосе и показ выставки детских работ для детей других групп.

Самостоятельная деятельность детей в центрах творчества.

Организовать выставку детских работ на тему "Космос".

Прогулка.

Самостоятельные игры детей. П/и «Третий лишний».

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

Участие родителей в спортивном празднике "День космонавтики".

Возраст 5-6 лет (старшая группа).

Срок реализации: неделя.

— Наша галактика.

— Жители планеты Земля.

— Космические планеты.

— Космические корабли, их применение.

— Знакомство с первым космонавтом.

Цель:

формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи:

— Расширять представление детей о многообразии космоса.

— Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

— Познакомить детей с тем, что Вселенная — это множество звезд. Солнце- это самая ближняя к Земле звезда. Уточнить представление о планетах, созвездиях.

— Рассказать детям об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым летчиком космонавтом Ю.А. Гагариным.

Предполагаемые результаты:

— любознательный, активный: интересуется темой о космосе, проявляет интерес, задает вопросы, принимает активное участие в обсуждении данной темы.

— эмоционально- отзывчивый: эмоционально реагирует на стихи, рассказы, беседы о космосе.

— овладевший средствами общения: умеет делиться с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями от просмотра телепередач, прочитанного рассказа и т.д.

— способный управлять своим поведением и планировать свои действия: проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками. Способен с помощью речи решать конфликты.

— способен решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту: знает и применяет свои знания в продуктивной деятельности, способен конструировать по собственному замыслу.

— имеет первичное представление о себе, семье обществе, государстве, мире природе: имеет представление о космосе, о дне космонавтики, о том, что Вселенная- это множество звезд, о значении космических исследований.

— овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеет слушать, отвечать на вопросы, не перебивает товарищей, может выучить стихотворение о космосе.

— овладевший необходимыми умениями и навыками: имеет представление о планетах, созвездиях, о том, что Солнце самая близкая к Земле звезда.

НОД

Виды деятельности:

Понедельник:

Познавательная (познавательно-исследовательская, продуктивно- конструктивная деятельность).

Тема: « Этот загадочный космос»

Программное содержание: Сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная». Объяснить д., что представляет собой вселенная. Закрепить знания д. о том, что они живут на планете Земля; в космосе есть другие планеты. Дать элементарное понятие о планетах.

Художественное творчество

Рисование: « Звездное небо».

Вторник

Продуктивная деятельность:

Лепка «Ракета»

Среда

Коммуникативная деятельность чтение художественной литературы.

Тема: Чтение « Как мальчик стал космонавтом» А. Леонов.

Программное содержание: вызвать у детей желание слушать рассказ, побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Познавательная (ФЭМП)

Двигательная деятельность по рабочей программе педагога.

Четверг

Коммуникативная деятельность чтение художественной литературы

Тема: Беседа «Планеты солнечной системы»

Программное содержание: Познакомить детей с понятием «планета». Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии.

Музыкальная деятельность по рабочей программе педагога.

Пятница

Познавательная деятельность:

Тема: «Мы все жители планеты Земля» (мультимедиа ночного неба, солнца, луны, планет солнечной системы)

Программное содержание: закрепить знания детей о космических телах, планетах, учить соотносить называемые объекты с их местоположением, обогащать словарный запас, активизировать соответствующие понятия.

Продуктивная деятельность: аппликация.

Тема: «Разноцветные планеты».

Двигательная деятельность по рабочей программы педагога.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

Игровая: с/р: « Полет на луну», « Подготовка космонавтов к полету», «Исследователи новой планеты», д.и. « Что лишнее», «Звезды на небе», «Что надо взять в полет?» «Что изменилось?», п.и. « Самолеты», « Кто первый», игры со строительным материалом « Строим космодром».

Трудовая: изготовление шкатулочек для мелких предметов, ремонт книг, выполнение посильных поручений.

Познавательно- исследовательская: Решение проблемной ситуации: «Как сохранить планету Земля».

Обсуждение «Особенности приема пищи в космическом полете», «Как избежать травмы» (предупреждение травматизма в состоянии невесомости), «Особенности защиты человека в космосе» (скафандр, шлем, аппарат для дыхания, специальная обувь.)

Наблюдение за небом, погодой, облаками, ситуативный разговор о космосе.

Музыкально- художественная: прослушивание музыки на космическую тему, просмотр слайдов на космическую тему, пение любимых детских песен.

Продуктивная: «путь к звездам», « ракета», звездное небо», «космонавт в открытом космосе», «обед для космонавта», «космонавт», « мы — жители планеты Земля», «в космосе», «загадочный мир космоса».

Познавательно- речевая, коммуникативная:
беседы «Неизвестная Вселенная», « День космонавтики», «Есть ли жизнь на планетах?», «Почему в космос летают на ракетах».

Ситуативный разговор о космосе.

Чтение: « Как солнце и луна к друг другу в гости ходили» (Албанская сказка). Чтение « Первый в космосе» В. Бороздин. Чтение «О чем рассказал телескоп» П.Клушанцев, чтение рассказов о космосе по выбору детей.

Рассматривание альбома: «Первые космонавты», рассматривание картин о космосе, космонавтах.

Самостоятельная деятельность в центрах:

Центр искусства: трафареты, раскраски, рисование « ракета в космосе»(техника набрызга), рельефная лепка с использованием бросового материала, конструирование из бумаги «Готовим ракеты к полету», изготовление атрибутов для с/р игры «Исследователи новой планеты», пластилинография «Наша Вселенная».
Материал: бумага, краски, карандаши, пластилин, бросовый материал, картон.

Центр математики: назвать геометрические фигуры из которых состоит ракета, сосчитать сколько и каких геометрических фигур входит в состав ракеты, выложить ракету из счетных палочек, сравнить по величине планеты, дид. игры «Что лишнее?», «Что изменилось?».
Материал: изображение ракеты, счетные палочки, дид. игры.

Центр науки: рассматривание картин о космосе, проведение опыта « звезды светят постоянно», просмотр презентации «Путешествие с Незнайкой в космос», решение ребусов «Этот удивительный космос», рассматривание глобуса, путь солнца по небосводу (утро, вечер).
Материал: глобус, картины, презентация.

Центр игры: д/и «Звёзды на небе», «Найди лишнее», п.и. «Планеты стройся!» игры со строит. материалом «Строим ракету», « космодром», д/и «Как устроен дом космонавтов», «Что понадобится космонавту», «Займи место в ракете», «Пройди через тоннель» , п/ и «Самолеты», п/и «Планеты стройся».
Материал: дид. игры, строитель, атрибуты для подвижных игр.

Центр книги: энциклопедии о космосе, «Шаги над планетой», «Я выхожу в космос» А.Леонов, рассматривание иллюстраций о космосе, альбомов, портреты космонавтов, чтение рассказов о космосе, заучивание стихов, цикл познавательных статей в энциклопедиях.

Центр строительства : из разного конструктора построить космические корабли, использовать бросовый материал.
Материал: конструктор Лего, деревянный строитель, коробки, бумага, картон.

Центр музыки : прослушивание музыки на космическую тему, просмотр слайдов на космическую тему.
Материал: магнитофон, кассеты, диски.

Работа с семьей : размещение справочной информации по тематике, совместный просмотр телепередач на космическую тему, изготовление совместно с родителями книжек-малышек «Космос», творческие семейные работы: совместное изготовление поделок по теме «Космос», рисунки на тему «Парад планет».

Итоговое мероприятие: конкурс семейных работ «Космические корабли».

Россия.

Дата 10.04. Тема недели: «Космос» Понедельник Образовательная деятельность в режимных моментах
НОД ОД в режиме
утро Художественно - эстетическое развитие.
Рисование.
Тема: «Этот Загадочный космос»
Цель: Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе. (восковое мелки и акварельные краски)
2.Физкультурное. (по плану инструктора ФИЗО)
Утреннее приветствие детей «Здравствуй планета Земля» – создать положительный настрой.
Подбор предметных, сюжетных картинок, иллюстраций, детских книг, дидактических игр, атрибутов к с/р играм и т. д. по теме. Внести в группу альбомы: «Космос», «Солнечная система». Иллюстрации о космосе и космонавтах. Книги с произведениями о космосе и космонавтах. Атласы и энциклопедии. Активизировать внимание детей на предстоящую тему - рассматривание карты звездного неба, глобуса – макета Земли, иллюстраций с космонавтами, космическими кораблями, космической станцией; фото из космоса.
Беседа «Что такое космос». Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопрос.
Инд работа по ФЭМП (Глеб, Артем) деление квадрата на 2 равные части. Цель: Называть части и сравнивать целое и часть
. Формировать умение находить партнеров для игр, придумывать сюжет игры, строить игре взаимодействие, выступать в качестве организаторов игры.
прогулка Карточка № 3
Обед, подготовка ко сну, подъем Общение: «Космическая столовая». Какие продукты надо есть, чтобы быть здоровым?
Дежурство: учимся договариваться, распределять обязанности.

вечер 3.Музыка. (по плану музыкального руководителя
15.30-15.55 Выбор центров деятельности при помощи доски выбора
Строительная игра «Космодром» Цель: Продолжать учить самостоятельно находить новые конструктивные решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом, закрепление у детей умения обыгрывать постройки с использованием мелких игрушек.
Словесные д/и и упражнения: «Закончи предложение», «Подбери слова-действия.
Настольные игры - Развивать сообразительность и воображение, любознательность и речевое умение
прогулка

дата: 11.04.17 Тема недели: «Космос» Вторник

НОД ОД в режиме
утро 1.ФЭМП занятие 2 стр 59
Тема: Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
2.Физкультурное (на улице) (по плану инструктора ФИЗО) Беседа: «Солнце и планеты Солнечной системы» из альбома «Раз планета, два комета…»
Ситуативный разговор и речевая ситуация: «Если бы я был космонавтом… »Индивид. работа с Артемом - конструирование: «Ракета» (из счётных палочек)
«Какое число я пропустила?» - закрепить прямой и обратный счет в пределах 10
Самостоятельная игровая деятельность
прогулка Карточка № 3
Обед, подготовка ко сну, подъем Общение: «Космическая столовая». Что едят космонавты на космической станции?
Дежурство по столовой: побуждать самостоятельно сервировать стол, подбирать посуду в зависимости от меню, сопоставлять количество приборов с числом присутствующих детей (воспитывать самостоятельность, уважение к результатам труда.
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. Формировать интерес к гимнастике после сна, закаливающим процедурам. Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.
вечер 3.Конструирование/ (оригами)
Тема: «Ракета»
Цель: Вызвать интерес к конструированию кораблей из бумаги; развивать мелкую моторику рук.
.
Организация ППРС для поддержки детской инициативы.
Создавать условия и помогать организовывать сюжетно ролевые игры: «Полёт на луну», «Космическое путешествие» (космонавты собираются в полет, тренируются, изучают карту звездного неба. в полете наблюдают за звездами и планетами, ведут бортовой журнал. Возвращаются на землю, докладывают о результатах космического путешествия руководителю полета).
Инд работа (Арсений, Катя, Маша) - Рассматривание глобуса - закреплять представления детей о нашей планете: материки, океаны, моря, полюсы и др.
Создание условий для самостоятельной деятельности: в уголке художественного творчества для работы. Предложить детям пластилин, раскраски про космос.

прогулка
П/ игры по желанию детей. Побуждать детей к самостоятельному проведению п\и, соблюдать и контролировать правила в п/и
Дата: 12.04.17 Тема недели: «Космос» Среда
Образовательная деятельность в режимных моментах
НОД ОД в режиме
утро 1.Чтение художественной литературы.
Тема: Чтение отрывка из книги В.П. Бороздина «Звездолетчики», рассказ - «Первый в космосе»
Цель: учить внимательно слушать, помочь осмыслить содержание рассказа.
2. Физкультурное (по плану инструктора ФИЗО)
Беседа о Дне космонавтики. Продолжать знакомить с российскими праздниками, с полетом в космос первого человека - Ю. Гагарина. Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями.

Загадывание загадок о космосе. (приложение № 7)
Индивид работа (Лиля, Оля). Д/и «Когда это бывает»..
Цель: закреплять знания о сезонах и сезонных изменениях в живой и неживой природе.
Д/игра «Найди лишнее» На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
Самостоятельная игровая деятельность
прогулка Карточка №3
Обед, подготовка ко сну, подъем КГН во время обеда - закрепляем навыки аккуратного потребления пищи, пользоваться салфетками, столовыми приборами.
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. Формировать интерес к гимнастике после сна, закаливающим процедурам. Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.
вечер Организация ППРС для поддержки детской инициативы Выбор центров деятельности при помощи доски выбора
ЧХЛ: Н.Носов «Незнайка на Луне" (отрывки) " с последующими режиссерскими играми «Приключения Незнайки на Луне».
Конструктивно – модельная деятельность - «Космические корабли»; создание схем, чертежей космических кораблей. Строительно -конструктивные игры: создание мини-выставки кораблей.
Графический диктант «Ракета»- (инд. работа с Катей, Даша, Артем) упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Самостоятельная деятельность в центрах активности.
Прогулка
П/ игры по желанию детей. Побуждать детей к самостоятельному проведению п\и, соблюдать и контролировать правила в п/и
дата: 13.04.17
Тема недели: «Космос» Четверг
Образовательная деятельность в режимных моментах
НОД ОД в режиме
утро Художественно - эстетическое развитие
Рисование
Тема: «Лети ракета к звездам»
Цель: учить детей изображать ракету, используя вытянутую треугольную форму или овальную, наносить на нее мелкие части (иллюминатор - окно, антенны); а также звездное космическое небо приемами "печатание", "набрызг". Расширять познания детей об окружающем нас мире техники. Развивать творческое воображение
Развитие речи.
Тема: Звуковая культура речи
Цель:Упражнять детей в различении звуков л - р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук Моделирование ситуаций общения: «Интервью с космонавтами» (Кого берут в космонавты? На каких планетах вы побывали? Что интересного/удивительного там видели? Случались ли на вашем корабле чрезвычайные ситуации? Как вы с ними справились? Встречались ли вы с инопланетянами? Какие они? И т.д.)
Инд работа (Алина, Женя) Д/игра «Назови слово» - упражнять в умении называть слова с заданным гласным звуком.
Д/и «Строим ракеты» - закрепить геометрические фигуры, из которых можно построить ракету, упражнять в умении строить ракеты из счетных палочек.
Выбор центров деятельности при помощи доски выбора
Самостоятельная игровая деятельность
прогулка Карточка № 3
Обед, подготовка ко сну, подъем ГН – напомнить детям о необходимости приветствовать взрослых, воспитателей, детей, предложить рассказать о правилах этикета, связанных с приветствием, обобщить и дополнить ответы детей.
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. Формировать интерес к гимнастике после сна, закаливающим процедурам. Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.
«Особенности защиты человека в космосе» (скафандр, шлем, аппарат для дыхания, специальная обувь.)
вечер Экология/ окружающий мир.
Тема: «Космос». (О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр 53)
Цель: расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса- ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и др. героях космоса.
Организация ППРС для поддержки детской инициативы
Познавательно-исследовательская деятельность: Можно ли увидеть воздух? Опыт «Обнаружим невидимку». Игра с воздушными шарами: «Как воздух играть помогает?»
Развивающие интеллектуальные игры: «Сложи узор» («Ракета» - кубики Никитина), «Танграмм» (космические корабли, жители неизвестной планеты) - развивать мышление и зрительное восприятие.
Создание условий для самостоятельной деятельности в книжном уголке. Выбрать книги для чтения и рассматривания: О звёздах и планетах», «Мифы звёздного неба».
Самостоятельная деятельность в центрах активности.
Прогулка
п/и «Ждут нас быстрые ракеты» Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
П/ игры по желанию детей. Побуждать детей к самостоятельному проведению п\и, соблюдать и контролировать правила в п/и
дата: 14.04.17
Тема недели: «Космос» Пятница
Образовательная деятельность в режимных моментах
НОД ОД в режиме
утро 1 Аппликация (Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО деятельности, стр 88):
Тема: «Космические корабли»
Цель: Учить передавать форму ракеты, применяя прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, чтобы правая и левая стороны изображения получились одинаковыми; располагать ракету на листе так, чтобы было понятно, куда она летит.

2.Музыка. (по плану музыкального руководителя) Чтение художественной литературы. В. Степанов «Юрий Гагарин». Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность
Подвижная игра «Море волнуется» (жители неизвестной планеты).
Игра "Сложи ракету из геометрических фигур". Закреплять название геом. фигур.
Беседа «Что случится с нашей планетой, если…». Расширять представление детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать желание беречь свою планету.
Самостоятельная игровая деятельность
Выбор центров деятельности при помощи доски выбора
прогулка Карточка №3
Обед, подготовка ко сну, подъем Беседа «Кого принимают в космонавты». Закрепить представления о необходимости заботиться о своём здоровье с детства. Уточнить какие физ. качества нужны космонавтам.
Воспитание КГН. Закреплять навыки: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем.
Гимнастика после сна «МЫ проснулись!» Цель: взбодрить детей после дневного сна и поднять настроение.
Беседа - обсуждение «Особенности приема пищи в космическом полете».
вечер Светит Солнце, а вокруг
есть планеты, девять штук.
Вам планеты по порядку
Перечислю я сейчас…
- Раз! Меркурий,
- Два! Венера,
- Три! Земля,
- Четвёртый – Марс.
- Пять! Юпитер,
- Шесть! Сатурн,
- Семь! Уран,
- Восьмой – Нептун.
Номер «девять» звать Плутон,
Тот, кто лишний – выйди вон! Организация ППРС для поддержки детской инициативы
Выучить с детьми считалку «Светит Солнце, а вокруг есть планеты, девять штук.»
Индивидуальная и групповая работа: - развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
Опыт: «Почему кажется, что звезды движутся по кругу» (приложение 6) Цель. Установить, почему звезды движутся по кругу.Самостоятельная трудовая деятельность (хозяйственно-бытовой труд). Уборка игрушек в игровом центре. Цель: развивать аккуратность, понимание необходимости соблюдения порядка.
Прогулка
П/ игры по желанию детей. Побуждать детей к самостоятельному проведению п\и, соблюдать и контролировать правила в п/и
Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества «О космосе»